\ Дискуссия «Образование рекламистов»: нереалистичные ожидания
Образование

Дискуссия «Образование рекламистов»: нереалистичные ожидания

02.12.2015
Количество просмотров: 3295

Круглый стол в о качестве подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью показал насколько расходятся в своих ожиданиях работодатели, будущие выпускники и преподаватели.

Wz8NvfIlbAM— Нам не удалось высказаться на самом мероприятии, что позволило на остывшую голову обдумать вновь всплывшие проблемы качества образования вообще и подготовки рекламистов и пиарщиков в частности. На мой взгляд, все обсуждение велось вокруг четырех основных вопросов, — Людмила Михайловна Комиссарова, преподаватель связей с общественностью и рекламы Алтайского государственного университета, делится своими впечатлениями от дискуссии.

Слоеный пирог государственного стандарта

На дискуссии о госстандарте упомянули вскользь. Для посторонних глаз госстандарт — не более чем скучная бумага, но именно она регламентирует весь процесс образования. На диаграмме можно увидеть, из каких слоев создается стандартный, что значит принятый в профессиональных кругах, специалист по рекламе и связям с общественностью. Это тот самый «продукт», который государство предлагает рынку труда.

dis1-1

Другая диаграмма показывает, насколько вуз может участвовать в построении траектории образования. Федеральный компонент (базовая часть) – обязателен к исполнению, в вариативной части и в дисциплинах по выбору вуз может формировать учебный план самостоятельно.

dis1-2

И наконец, главное. На следующей диаграмме указаны блоки дисциплин, а значит, компетенции, которые формируют потенциального спеца. Стандарт предлагает работодателям «продукт» по типу «слоеный пирог», и  полипредметность в нем есть основополагающий принцип обучения будущих рекламистов и пиарщиков. Если другие монопредметные специальности, такие, к примеру, как «История», «Экономика», «Юриспруденция», «Химия» все четыре года посвящают обучению одному предмету с разных сторон, то мы учим многим и прикладным наукам, в основном массовым коммуникациям – рекламе и связям с общественностью, добавляя в этот пирог немного маркетинга, менеджмента, социальной психологии, чтобы, в конце концов, получить на выходе профессионального коммуникатора. Для работодателя это означает, что он никогда не получит специалиста в чистом виде, например, чистого маркетолога, такого, как хотелось бы Владимиру Гордейчику, заявившему на круглом столе, что главным критерием качественной подготовки он считает конверсию коммуникаций с клиентами в прибыль компании.

dis1-3

Эксперт или кустарщина?

Как выяснили американские исследователи, чтобы получить качество образования на уровне эксперта, необходимо затратить  на практику 10 000 часов. Госстандарт по направлению «Реклама и связи с общественностью» рассчитан на 8978 часов, из которых 4378 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Честно скажу, немногие студенты в оставшееся от учебы время тратят на свою профессионализацию.  Из 4168 часов аудиторной нагрузки 1487 (35, 7%) – лекции и, следовательно, являются подготовительным этапом к практической деятельности. Остается 2681 час, и если перевести данные в систему измерения качества подготовки, то мы получаем на выходе (в  идеальном случае) 27% от уровня эксперта.

Нереалистичные ожидания налицо: мы не можем выпускать специалиста на уровне эксперта как по очень простой причине – временные ресурсы не позволяют. К тому же  студенты по-прежнему молодые люди 18-22 лет, любящие проводить свое время не только в аудиториях или в «производственных цехах». Самое время вспомнить свою студенческую молодость  и посчитать, сколько примерно одногруппников отдавали все свое время только учебе и профессии.

Куда ушел PR?

Из выступления Анны Новиковой, директора КА «Персонал», следовало, что на рынке труда востребованы две специальности, имеющие, по ее мнению, отношение к «Рекламе и связям с общественностью»  –  менеджер по персоналу ( читаем по внутрикорпоративным коммуникациям) и менеджер по продажам. Я не увидела статистики по распределению студентов АлтГТУ, в АГУ она следующая.

С 2011 по 2015 год кафедра связей с общественностью и рекламы выпустила 208 человек. Из них трудоустроены 185, что составляет 89%.  В текущий 2015 год мы выпустили первых бакалавров, 13 из них поступили в магистратуру «Менеджмент стратегических коммуникаций  при  кафедре связей с общественностью и рекламы АлтГУ.

dis1-4dis1-5

Что касается должностей, которые занимают наши выпускники, то они называются они очень разнообразно. Наиболее часто встречающиеся: PR-специалист, PR-менеджер, менеджер по рекламе, специалист по рекламе и PR, специалист отдела маркетинга/маркетолог, специалист по продвижению, менеджер проектов, SMM-менеджер, бренд-менеджер.  Встречаются копирайтеры, мерчендайзеры, арт-менеджеры.  Из всех указавших место своего трудоустройства только двое назвали должности помощник специалиста по HR и один менеджера по продажам. Вот и возникает вопрос о представлениях на рынке труда и в российских компаниях о том, что есть профессия специалиста по связям с общественностью?

А учит кто?

Современные требования государственного стандарта включают участие практиков-профессионалов в учебном процессе. Практиком должен быть председатель аттестационной комиссии, не меньше двух в комиссии. Практики должны преподавать и рецензировать программы обучения. Все это требования, которые нелегко выполнять по многим причинам: с одной стороны, процесс трудоустройства сейчас стал сложным и забюрократизированным. С наших практиков требуют прохождение медкомиссии, справок с мест работы.

Вознаграждение, которое получают наши практики-преподаватели, является столь скромным, что вполне можно считать эту работу благотворительностью. Кроме того, незакаленный аудиторной нагрузкой практик быстро понимает, что для передачи профессионального опыта требуются специальные навыки работы с аудиторией. Одно дело провести мастер-класс на полтора часа, совсем другое организовать обучение в рамках 36 часов (таково количество часов на стандартный курс в вариативной части и курсах по выбору). Отрыв от производства также фактор, препятствующий появлению практиков в стенах вуза.

diss2

Что касается преподавателей — это отдельная тема. Проблемы квалификации и подготовки преподавателей в вузовском образовании должны решаться программами повышения квалификации. На деле они остаются проблемами самого преподавателя: некоторые из нас имеют второе место работы по профессии, некоторые набираются опыта, курируя студенческие проекты в учебном процессе, внедряя проектную работу в предмет. Мы занимаемся учебным проектами и вне процесса, примером служит Международный форум по рекламе и СО «PR-Охота!», «Мастерская рекламы». Некоторые не пропускают мастер-классов, ездят на конференции, штудируют профессиональные ресурсы. На мой взгляд, этого недостаточно. И будь я министерством образования, я бы обязала преподавателей проходить ежегодные стажировки в агентствах нашего профиля.

Поколение Z

Последняя проблема — молодое поколение, которое обозначают буквой Z. Претензии работодателей, прозвучавшие в дискуссии и обращенные к сидящим в зале студентам, звучали неоднократно и широко известны: при трудоустройстве хотят всего и сразу, при этом не готовы работать на результат и перспективу. Преподаватели «накачивают» студентов завышенными ожиданиями по отношению к своему профессиональному будущему, в результате чего возникают нереалистичные ожидания при минимуме или отсутствии навыков и профессиональных амбиций.

Мой опыт наблюдения, достаточный для неслучайных выводов, говорит о следующем. Во-первых, структура студенческой группы остается примерно одной и той же: 10-15 % аутсайдеров, которые редко доучиваются; примерно столько же студентов, стремящихся выжать из обучения все 10 000 часов. К работодателям приходят те 70%, которые, как вы теперь понимаете, узнав особенности учебного плана по рекламе и связям с общественностью, без всякой иронии, учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.

diss5

С другой стороны, меняются поколения. Мы, преподаватели со стажем, можем судить о смене мировоззрения и мировосприятия как никто другой, ведь мы встречаем молодое поколение прежде работодателей. Сегодня установить контакт, столь необходимый для нормального обучения, очень сложно.  И главное препятствие этому – информационная доступность и интоксикация, которая приводит к неподвижности интеллекта.  Это удивительный парадокс – легкость в использовании современных технологий и инертный интеллект, разбудить который очень трудно.

Молодое поколение Z страдает от синдрома, названного  психологами «невыносимая легкость бытия». Отсутствие «заземленности», избегание  контакта с социальной реальностью, представителями которой являются работодатели, избегание трудных, сложных жизненных вопросов вообще. Поэтому нереалистичными оказываются ожидания тех работодателей, которые хотят найти в будущих сотрудниках  готовность фанатично работать несколько лет, ожидая продвижения по карьерной лестнице и повышения заработной платы.

Как мне кажется, избавившись от нереалистичных представлений, все стороны, причастные к процессу создания специалиста по рекламе и связям с общественностью, получат возможность перейти к сотрудничеству. И его результатом станет специалист, способный выполнять требования современных компаний.

Автор – Людмила Комиссарова


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале