Образование

«Образование рекламистов»: вуз — студент — работодатель

26.11.2015
Количество просмотров: 3786

19 ноября впервые в истории рекламной отрасли преподаватели профильных вузов отважились на дискуссию «Профессиональный профиль специалиста».

Цель встречи понятна — выработать механизм участия работодателей в подготовке специалистов. К тому же впереди маячит смена учебных планов в вузе, которые придется корректировать. Поэтому преподаватели готовы были выслушать пожелания и предложения. Виктор Васильевич Дмитриев, руководитель направления РиСО АлтГТУ, сказал: «Важно, чтобы работодатели участвовали в подготовке специалистов. Наши стандарты сегодня несовершенны. Раньше стандарт назывался «Высшее профессиональное образование», сегодня убрано «профессиональное». Мы выпускаем бакалавров. Думаем, что их нужно доучивать под специфику компаний».

dis1

Интернет и тексты

Первой точкой спора стали мнения о том, что первично — знания об интернет-рекламе или литература. За интернет высказался Дмитрий Шевкунов, ИД «Алтапресс», зам.председателя Комитета АлтТПП по рекламе: «Алтапресс уже 15 лет сотрудничает с вузом. Мы все ждем, когда же наступит такое счастье, что на выходе будут выпускники, которые тут же начнут работать. Похоже, все работает сложнее. Это связано с тем, что сильно трансформируется отрасль, сами компании, меняется учебный процесс. Сегодня нужен отдельный навык, связанный с работой в интернете. Это ключевая сфера и все больше бизнесов концентрируются вокруг новых технологий».

— Главный навык не технологический, не умение нажимать на кнопки. Главный навык — писать грамотный и внятный текст. Студенты стали хуже писать, потому что не читают. Когда больше преподавали литературу, студенты лучше писали, — возразила Юлия Явинская, преподаватель кафедры СО и рекламы АлтГУ. Её поддержала Ольга Ефимова, Медиагруппа FM-продакшн, сказав, что умение писать тексты для многих выпускников — проблема, а нужно наполнять интернет-сайты, приходится переписывать и править.

diss2

Требование рынка: KPI для «многостаночника»

Дискуссию продолжил Владимир Гордейчик, фитнес-клуб «Магис-спорт»: «Студенты, все в ваших руках: будете читать – это ваше конкурентное преимущество, станете учиться — будете востребованы. И за вами будут бегать работодатели, сейчас они бегают от вас: два года назад у нас было 100 заявок, мы взяли двоих. Приходят на собеседование, спрашиваешь, что такое SMM? Ну, что–то там… Что такое CRM? Вообще не понимают, о чем речь! Пока вуз не заточит учебу под прикладные вещи, не научит, что работа должна быть измерима, эффективна и ответственна, мы так и будем получать специалистов с корочками и каким-то набором знаний. Но маркетинг в 2013 и в 2015 году — это абсолютные разные вещи! Вообще в маркетинге самое важное – это математика, но они не умеют считать, а это надо делать!».

Дальнейший обмен мнениями обозначил такую реальность отрасли как «специалист-многостаночник». Действительно, реклама и связи с общественностью – часть маркетинга и они должны работать по тем же самым законам. И от сегодняшнего специалиста будут ждать и умения писать тексты, понимая потребности аудитории, и умения провести исследование, сегментировать аудиторию, организовать событие, работать с клиентом. Многозадачность остается трендом, который в кризисный период в условиях регионального рынка будет только усиливаться.

diss3

Начальная точка — менеджер по продажам

Кульминацией дискуссии стал момент, который обозначила Оксана Бассауэр, Сибирская медиагруппа: «Мне нужен сотрудник, который осознает эту жизнь и понимает ответственность. Сегодня ощущается несовпадение запросов выпускника и работодателя: выпускники считают себя состоявшимися специалистами, рассчитывают на зарплату уровня руководителя и не хотят работать на перспективу. Но если приходит устраиваться на работу учительница средних лет и одинокая мама – это лучший кандидат, она будет развиваться и прогибаться под этот изменчивый мир».

После слов о том, что воспитательница детского сада конкурентоспособнее выпускника при устройстве на работу, студенты активно подключились к спору. Прозвучали мнения о том, зачем тогда учиться и почему, проучившись 4 года, нужно идти на вакансию «менеджер по продажам».

— Вот эта амбиция, что я отучилась 4 года и не буду менеджером по продажам, она мешает. Менеджеры по продажам востребованы на рынке, — возразила Оксана Бассауэр. — Менеджер по продажам — это отправная точка. Звонки, общение с клиентом помогают понимать рынок, целевую аудиторию. Какой специалист по рекламе без опыта продаж, — добавила Октябрина Степаненко, ИД «Алтапресс».

diss4

Отдельное мнение высказала Анна Новикова, кадровое агентство «Персонал», о том, что профессия маркетолога не созрела. Это точка зрения кадрового агентства, которое оценивает ситуацию с точки зрения заказов на хедхантинг.

От редакции: Общий вывод дискуссии — светлое будущее профессии зависит от совместных усилий вузов и работодателей. Высшей школе необходимо сближать учебные планы с реалиями рынка, помнить о многозадачности и переводе знаний в навыки. Выпускникам стоит думать о стремлении к развитию и знать о новом тренде — работодатели перестали гоняться за молодыми специалистами, потому что сотрудники постарше лояльнее и у них нет завышенных зарплатных ожиданий.

diss5

Цитаты

Владимир Гордейчик: «Когда случается кризис в компаниях, что делают? Первое что делают, сокращают отдел маркетинга. Так, отдел маркетинга, встали! Один остался, трое ушли! Почему? Потому что это балласт. Это вопрос к управлению и специалистам».

Валерий Зырянов:
«С моей точки зрения, у нас все больше происходит разрыв между тем, что дает государство в виде образования и тем, что требует рынок».

Ольга Ефимова: «Интересно получается, что любой человек, который не в профессии, быстрее обучается, а человек в профессии долго набивает шишки».

Андрей Синельников: «Здесь сидят работодатели, которые близки к рекламе. А возьмем других работодателей – допустим автосервис, что делать, когда ты приходишь к такому работодателю? И видишь, что умнее его?».

Анна Новикова: «Почему не состоялась профессия? Потому что вы приходите и считаете, что вы умнее. А аргументов и возможности научить работодателя нет и вы уходите».

Артём Кочанович: «Вуз должен давать набор инструментов для выживания в дикой природе. А специалист должен знать, что ничего не знает. Если он готов воспринимать знания, берем его и разбираемся».

Рекпортал благодарит за помощь в работе над публикацией студентов направления РиСО АлтГТУ Андрея Синельникова, Илью Панченко, Наташу Сентякову.

Автор – Лада Шевкунова

=2726


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (5)
Ксения Погребиская Let's Rock:

Будучи в роли и работодателя и преподавателя позволю себе расширенный комментарий:
1) Не согласна с постулатом о том, что должность менеджер по продажам и должна быть отправной точкой в карьере. Это к сожалению так получается. Это студенты вынуждены так делать. В этом и трагедия работодателей — на их потенциальных клиентов выходит неквалифицированный, неопытный сотрудник, своей некомпетентностью портящий реноме компании. На Западе любой студент должен отработать сначала несколько лет внутри, его ото всех прячут, и только годам к 30 он получает допуск к клиентам бизнеса и возможность стать Менеджером, с большой буквы, этим гордятся.
Хотя конечно работа в поле — это самая быстрая прокачка, может это и нужно в нашей экономической ситуации, но нельзя забывать о рисках.
2) Соглашусь про тексты. Удивительно, но если несколько лет назад мы говорили о недостатке технарей в целом по рынку труда, то глядя на сегодняшних студентов — это просто изобилие эникейщиков с точки зрения не тяжелой веб разработки и е-маркетинга. Прекрасно владеют фотошопом, html, инструментами ведения рекламы — каждый второй на моем курсе. Причем как будто со школы. А вот красиво сформулировать рекламное предложение — беда. Именно гуманитарной составляющей не хватает.

27.11.2015 09:23
Екатерина Жмылёва:

Я заканчивала эконом АГУ по специальности «Маркетинг» и все искала, что увижу своих преподавателей. Но нет, все пиар. А пиар — это все таки один из инструментов маркетинга. Брать на должность «маркетолога» пиарщика, которого экономике организации не учили и требовать от него маркетингового анализа просто невозможно. Этому можно научится со временем, конечно.

Мое образование мне лично послужило очень добрую службу. Навыки статистики, анализа, проведения исследований, товароведения, экономики организации и прочие, прочие. Малая толика того, что было моим отправным пунктом в профессию. На всех собеседованиях для меня было плюсом наличие классического экономического образования. В общем, спасибо моей кафедре «Маркетинг и экономика организации» в АлтГУ. И. Рассматривайте специалистов в профильной области в первую очередь, либо будьте готовы вложиться в самые основы навыков специалиста.

27.11.2015 13:59
прохожий:

Подобные дискуссии — подтверждение того, что переход на болонскую систему образования в этой стране, за которую так радеют все «реформаторы» системы образования терпит фиаско. «Болонки» натасканные на сдачу тестов, бакалавры-полуфабрикаты нахрен ни кому не сдались! Ибо ещё Кант изрёк: «Нужно учить не мыслям, а мыслить!». И главная опора в этом — литература! Дети перестают читать, а взрослые перестают заставлять их это делать! Для полноты картины советую послушать да поразмыслить: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/36608

28.11.2015 11:55
Гость N:

Интересная тема. Вот мнение от студентов:должны уметь всё и за небольшие деньги. Да и ещё забудьте чему вас учили и начинайте учиться заново.
«Когда случается кризис в компаниях, что делают? Первое что делают, сокращают отдел маркетинга. Так, отдел маркетинга, встали! Один остался, трое ушли! Почему? Потому что это балласт. Это вопрос к управлению и специалистам». и ещё «И за вами будут бегать работодатели, сейчас они бегают от вас: два года назад у нас было 100 заявок, мы взяли двоих. Приходят на собеседование, спрашиваешь, что такое SMM? Ну, что–то там… Что такое CRM? Вообще не понимают, о чем речь! Пока вуз не заточит учебу под прикладные вещи, не научит, что работа должна быть измерима, эффективна и ответственна, мы так и будем получать специалистов с корочками и каким-то набором знаний. » Вызывает просто восторг. А кто то из руководителей готов брать на практику и готовить под себя.
Увлечение всеми этими новомодными понятиями вроде CRM ( дословно как систему управления взаимоотношением с клиентами ) в каждой управленческой системе ,организации , работает по своему, хотя и не формализованном виде.
Может начнем с базовых дисциплин, маркетинга, экономики, менеджмента, не забывая про русский и математику ( та же CRM система это система сбора и управление данными и математика там лишней не будет )
А сбыт , что сбыт многие с него начинали и ничего плохого в нём нет. Отличная школа для тех кто хочет узнать как работает компания, конечно если это не очередная » канадская компания».

02.12.2015 14:24
Алексей Дубровин:

Беда-беда… Хорошо, что я заканчивал ВУЗ (Эконом АлтГУ, Маркетинг) ещё до введения бакалавриата. И до сих пор благодарен научному руководителю диплома, который меня устроил на практику в реальную организацию. А особенно благодарен коллективу организации, которые и гоняли и учили и в итоге сделали из меня специалиста. Который через полгода мог и ситуацию на рынке проанализировать и макет в кореле накидать и ещё много всякой полезной всячины… Высшее образование должно давать базовые инструменты. А уж как ими будет пользоваться выпускник — зависит от него и той среды, в которой ему придётся работать.

03.12.2015 09:40
Добавить свой комментарий

Current ye@r *