Пространство города

Городская среда: «остановка — стыд и позор»

21.05.2019
Количество просмотров: 4432

На трамвайной остановке «Северо-Западная» недавно выросли «ржавые» остановочные павильоны. Прямо в центре города и посреди дороги. Как бельмо на глазу городской среды.

Разный подход

Остановочные павильоны относятся к сфере рекламной отрасли. Установкой и размещением остановок общественного транспорта в Барнауле занимаются три рекламные компании в сотрудничестве с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации города.

Новосибирская компания «Дизайнмастер» отвечает за качественные остановки на главных проспектах Барнаула — со стеклом, ситилайтами, скамейками. Сейчас таких остановок в городе 36 штук. Они в полной мере выполняют все три функции: социальную, рекламную, декоративную.

Две другие компании представляют местный рынок наружной рекламы: агентство «Дельфин» и РА «Авеню». У «Авеню» — 40 павильонов, у «Дельфина» количество доходит до 70 остановочных павильонов, если судить по информации, размещенной на сайте агентства. Их место установки — на периферии и на центральных улицах Ленина, проспекте Красноармейском, Строителей, Павловском тракте и других.

Остановки местных рекламистов представляют собой допотопные металлические конструкции со скамейками и рекламой. Две из таких конструкций и появились на трамвайной остановке «Северо-Западная».

Где уважение?

Новость о новых остановках, опубликованная в сообществе Barnaul 22, вызвала эмоциональный комментарий Михаила Диндиенко, архитектора, члена Союза дизайнеров России, доцента кафедры Института архитектуры и дизайна АлтГТУ.

По просьбе Рекпортала Михаил согласился изложить свою точку зрения.

— Меня давно беспокоит состояние городской и общественной среды в Барнауле. Я уж не говорю про периферию и спальные районы, я имею в виду центр. Ситуация с фасадными вывесками в историческом центре в последнее время улучшилась. Однако заметно, что продуманным проектированием и благоустройством городской среды власти не занимаются — всё разрозненно, бессистемно и плохого качества.

Остановки на пересечении Ленина и Северо-Западной я воспринимаю как плевок в общественное пространство, которым пользуются все. Пространство города принадлежит не только властям и рекламщикам. Но и жителям. Городская среда формирует сознание общества. А что могут сформировать такие остановки, которые ничем не отличаются от мусорной площадки?

Я бы хотел спросить чиновника, ответственного за установку. Когда вы идете на работу, вы же надеваете костюм? Никто не наденет рваньё, драньё и пляжную одежду? Так и с малыми архитектурными формами. Почему нужно делать так позорно? Взяли самые дешевые и ржавые материалы, сварили и поставили прямо посреди центральной улицы.

В этом плане Барнаул самый отстающий город. Что в Новосибирске, Красноярске, Томске, даже Горно-Алтайске — все цивилизованно, уровень благоустройства городской среды на порядок выше.

Остановочные павильоны по своему масштабу не такие крупные, как здания и сооружения. Но их много, они стоят через 200–400 метров. И оказывают сильное влияние на формирование городской среды. Остановки насыщают пространство улицы, люди близко соприкасаются с этими сооружениями. Требования к ним: закрывать от ветра и дождя, быть безопасными, удобными, функциональными и декоративными. А не летать по городу при сильном ветре.

Странно, что городские власти, устанавливая в центре объекты, не обращаются к архитекторам? Архитекторы помогут отфильтровывать плохие решения. Когда мы болеем — идем к врачу, не идем к инженеру. Почему здесь по-другому? Почему нельзя привлечь нормальный бизнес, нормальных рекламистов? У нас в ИнАрхДизе есть много проектов и заготовок остановочных павильонов, готовы безвозмездно передать их городским властям.

Отношение к городской среде должно быть ответственное и уважительное. потому что через городскую среду власть показывает, как она относится к горожанам.

От редакции: разделяя озабоченность низким уровнем благоустройства городской среды, редакция Рекпортала предлагает представителям органов власти, профессионального сообщества архитекторов, Алтайского Союза предпринимателей, Союза рекламистов Барнаула обсудить проблематику благоустройства городской среды во время круглого стола в июне, который организует Комитет по рекламе Алтайской торгово-промышленной палаты.

Источник — rekportal.ru

=2931


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (65)
Аноним:

А что нельзя было обратиться за комментариями к нормальному архитектору? Это вообще кто?
«Каждый суслик в поле агроном»

21.05.2019 11:52
Михаил Диндиенко:

Тем кто ещё пытается защитить это убожество не помешает, например, изучить общественное мнение. Хотелось бы знать в лицо авторов сего «проекта».

https://vk.com/wall-38551279_4906285

21.05.2019 14:27
Ольга:

Аааааа… Так вот, где нужно читать и изучать общественное мнение! В комментариях ВК. Там ведь СТООООЛЬКО «диванных» специалистов. На их мнение и стоит равняться, верно?

21.05.2019 14:52
Анна:

Почему никто из критиков не учитывает тот факт, что, скорее всего, на реализацию данного проекта была выделена ограниченная сумма денег?
Легко рассуждать и критиковать, не зная всей подноготной.
Вообще, заметила, что в статьях на Рекпортале сплошная критика, как будто у нас в рекламной сфере ничего хорошего не происходит.

21.05.2019 14:58
Константин:

Остановка, как остановка… Главное, что она теперь вообще ЕСТЬ.
Есть, где посидеть, да сумку поставить. Людям хоть что дай — всё говно…
А когда на здание архитектурного наследия во весь фасад красуется вывеска «МАРИЯ-РА» — вот это красота, да? Это наверное супер-архитекторы разрабатывали…

21.05.2019 15:05
NT:

Ольга, диванного эксперта от профессионального эксперта отделяет 6 лет учебы, а то и больше. Знаю, что в Октябрьском районе сам глава, лично разрабатывал дизайн общественной территории на пересечении ул.Шевченко и пр-та Ленина. Это же так увлекательно расставлять лавочки и урны с фонтанами))). А не проектировать общественное пространство! А сюрр — 3 м тюльпаны на пл.Советов, помните? Сейчас они стоят на Ленинском у парка Солнечный ветер…Сейчас, эстетика городской среды работает на экономику города и обязана выполнять не только функционал!

21.05.2019 15:34
admin:

Приглашаем всех на круглый стол. Там и можно будет поделиться всей подноготной появления подобных остановок, которых в городе уже более 100 павильонов. Заодно хотелось бы узнать, почему задние стенки остановок, которые депутаты победно выбили для рекламы, содержатся в ужасном состоянии и представляют очередную проблему для городской среды.

21.05.2019 16:53
Ольга:

NT, умоляю Вас! Сейчас у нас все ДИПЛОМИРОВАННЫЕ специалисты, с 6-ти летним обучением и красным дипломом (а то и 2-3 высших имеют). Но это ни о чем АБСОЛЮТНО не говорит!
А знаю людей более «экспертных» и без 6-ти летнего обучения.
Остановка-не направлена на эстетику, она направлена на функционал!
А последнее Ваше предложение-вообще не понятно-расшифруйте?
Сюр из мыслей.

21.05.2019 17:10
admin:

Уважаемые анонимы, если есть с вашей стороны архитекторы, способные обосновать необходимость этого функционального металла, пожалуйста, пишите на editor@rekportal.ru.

21.05.2019 17:18
Ольга:

Админ, обосновать на 100% необходимость этого функционального металла, смогут обычные горожане, которые пользуются общественным транспортом:
1)Спрятаться от дождя
2)Спрятаться от солнца, чтобы голову не напекло
3)Присесть на лавочке, чтобы не уставать стоять.
4)Поспать БОМЖу
5)Поставить сумки
6)Защитить от брыз из луж от проезжающих машин
7)Для игры детей в прятки
8)Для объявлений
9)Для обозначения места остановки
10)Бабушки довольны
p.s. А кто сказал, что только архитекторы у нас могут обосновать функционал?
И что вообще только они специалисты по остановкам?

21.05.2019 17:26
Михаил Диндиенко:

Тут тоже можно укрыться от ветра и дождя, только дизайн павильона немного лучше, материал кровли пропускает солнечный свет, да и форма более современная 😉

21.05.2019 17:53
Аноним:

А также в любом деревенском туалете можно укрыться от дождя и ветра. Можно еще сравнить х… с трамвайной ручкой. И еще каждого архитектора сравнить со специалистом по остановкам-но не всегда выходит 🙂

21.05.2019 17:57
admin:

Ольга, если бы это была одна остановка на периферии — еще туда-сюда. Можно было списать все на функционал. Но таких же подобных с небольшими отличиями, напоминаю, более 100 штук. На Первомайском стоит точно такая же зеленая. Это краска от мусорных бачков осталась зеленая и ее пустили на остановку? Через сто метров — серый металл. На Павловском с желтой крышей . На Северо-Западной от этой бежевой — через дорогу синяя. Можно объяснить систему выбора цвета остановок?

21.05.2019 18:26
Павел:

Кто написал что она ржавая??? Приди покажи! Снесем ее, если покажешь хоть каплю ржавчины. Возьми деньги и построй дворец стеклянный с резными узорами чтоб душа у тебя счастьем залилась. шлите мне проекты остановок ваших на почту. Посмотрим что вы придумаете в бюджет 50т.р 123klupa@gmail.com

21.05.2019 19:28
Павел:

Михаил! Вроде взрослый человек, а не разобравшимь в ситуации покрыл всех с ног до головы ..овном .. А рекпортал давно уже стал обычной серой прессой и пишет лишь бы комментов побольше и в топчик по активности вылазить. Увы только придумывание того что всё плохо в жизни сподвигает людей активно постить и поднимать дванные войска чтобы всем доказать что жизнь…го.но …

21.05.2019 20:03
Вера:

Зря вы Михаил наговаривает, остановки мне очень нравятся, чистенькие, аккуратные. Только положительные впечатления.

21.05.2019 20:09
admin:

В том-то и беда, что она как бы и не ржавая, а со стороны выглядит ржавой. Остановка на Северо-Западной — всего лишь катализатор тех процессов, которые наблюдаются в благоустройстве в последние годы. Все потому, что не архитекторы проектируют клумбы, дорожные перекрытия. скамейки, бордюры, остановочные павильоны. Хотя что тут проектировать? Берите и ставьте по типу. как у «Дизайнмастера».

21.05.2019 20:17
Павел:

Дайте 250тыщ на 1 павильон и будут ставить. Хоть весь город уставим! Детский лепет ей…богу….

21.05.2019 20:21
Наталья:

Обязательно буду на круглом столе, дабы поделиться всей подноготной… А ещё очень бы хотелось увидеть в лицо автора сего эксперДного мнения, который путает общественное мнение со срачем в соцсетях))) самому-то есть что в копилочку добавить в плане развития инфраструктуры в городе и улучшения городской среды? Или так, только языком почесать?

21.05.2019 20:37
Юлия:

Да, Дизайн Мастер поставили красивые стеклянные остановки. А как к ним относятся наши жители города? Практически через одну стоят с битым стеклом или вообще без него. Изначально обращала внимание, что исправно заменяют стекла, а сейчас стали заменять на серые решетки!!! И это вы считаете красота?

21.05.2019 20:38
Наталья:

Юлия, это стыд и позор!)))))))

21.05.2019 20:53
Zlonn:

Отлично всё сказал Миша. Защитники говна всегда были и всегда будут. И их всегда будет большинство. Им и так нормально. И это отлично. Каждому своё. Кто-то предлагает в луже звёзды рассматривать и любить Россиюшку, а кто-то осушить её и просто жить нормально без тыкания пальцами в Китай, США и вообще упоминания геополитических названий условных территорий и прочих сравнительно-сомнительных анализов. Остановка — говно собачье. Это ясно как божий день. Городская мебель не обязана быть кучерявой и пышной, но выглядеть должна так же хорошо как домашняя, а не как оградка для компостной кучи или сарайка с граблями.

21.05.2019 20:56
Зырянов:

Добрый день. Скажите когда будет круглый стол. С удовольствием приму участие.

21.05.2019 21:10
Аркадий_нск:

1. Все кто пишет комментарии выше типо: аккуратненькие, уютненькие, бюджета мало, остановки как остановки — вы что, смеётесь? а нет, вы работаете в той организации которая эти убожества размещала. Назовите причастные организации — для себя хотелось бы знать как работает эта связь заказчика-подрядчика — и на чем она держится с таким результатом.

2. Про эстетику, дизайн, архитектуру все сказано верно — ее нет, от слова совсем. Так строят времянки и мусорки, но никак не остановки и места общественного пользования.

3. Бюджет. 50 тр? слабовато. Но вполне достаточно чтобы дать горожанам необходимое — укрыться от солнца,дождя и присесть.
Не лгите и не лукавьте что 50 тр это мало. Вот пример розничной цены на павильон без излишеств (40 тр — розничная цена!!!!!!) http://склад-металла.рф/produkciya/pavilony/ostanovochnye/seriya-a/avtobusnyi-pavilon-a-7
…заказывали для ТСЖ павильон для мусорных баков — он обошелся в 35 тр — выглядел как эта «остановка» — наверное она и была.

4. Безопасность. Я уверен что эти павильоны — угроза для безопасности. Незакрытые края профлиста, кровельные саморезы — недостаточные для ветровых нагрузок подобных конструкций, профтруба на фото у Сити-центра лежит, чтобы об нее запинались? — и это у самой дороги! (кто делал проект?). Летающий профлист — нет ничего опаснее.. и теперь это по всему городу. Страшно! и Очень не безопасно!

5. В защиту Рекпортала: о том как всё красиво — одевайте розовые очки и читайте глянцевые журналы. А здесь поднята проблема! и Правильно поднята.

21.05.2019 21:14
Зырянов:

Мы на прошлой недели установили два остановочных павильона на ул. Юрина. Остановки училище. Прошу оценить качество

21.05.2019 21:16
Николай:

Пишите хотя бы тогда не сказочно, а реалистично, не понравились вам остановки, при чем тут рекламщики? Стыд и позор, что не могут деньги из бюджета выделить на остановки с мягкими сидениями с подогревом, вайфаем и видеонаблюдением…
И зачем свалили в кучу остановки, которые ставят под рекламу и обслуживают рекламщики (по крайней мере некоторые реально добросовестно обслуживают, не смотря на то, что реклама на остановках стоит копейки) и остановки по муниципальному заказу?
Для вас разницы нет?
Михаил эксперт кабинетный, передвигается, думаю, на авто и ему вообще фиолетово, что у народа хоть крыша над головой теперь есть, когда трамвай ждут люди, десятилетиями стояли под открытым небом в любую погоду и дальше бы стояли, а то видишь ли городскую среду испортили. У Дизайн мастера вы сами то давно остановки видели? Или на скорости 60км/ч не видно, наверное, трещины или отсутствующие стекла.

21.05.2019 21:16
Николай:

Аркадий, крыша у остановки по ссылке из СПК — это ниже плинтуса.
Остановка полностью продуваемая, ни от чего кроме солнца не защитит такой павильон.

21.05.2019 21:21
Зырянов:

Мы устанавливаем за свой счет. Окупаемость идет с размещения рекламы. Готовы расмотреть варианты размещения остановок разработанных дизайнерским сообществом. Давайте обсуждать.

21.05.2019 21:21
Зырянов:

На остановке по Юрина еще добавится боковой ситик.

21.05.2019 21:24
admin:

Текстурированная антивандальная поверхность у Дизайнмастера выглядит лучше, чем плоская поверхность остановок Дельфина. На текстуру никто не прилепит объявление. Вот во что превращаются задние поверхности — в новую мусорку.

21.05.2019 21:33
Зырянов:

Согласен.попробуем на следующей остановке установить такую поверхность. Посмотрим как будет смотреться.

21.05.2019 21:39
Зырянов:

Лада, а когда круглый стол?

21.05.2019 21:41
Зырянов:

И где?

21.05.2019 21:41
admin:

Сегодня согласовываю число. Планируем 6 или 7 июня. Для сведения: завтра в 14:00 пройдет мастер-класс по наружной рекламе. Он должен выявить, какие еще есть актуальные проблемы рынка. Их также на круглый стол вынесем.

22.05.2019 07:56
НатаЛи:

К администрации ресурса: устроили полемику, абсолютно не разобравшись в ситуации!!! При чем здесь рекламщики, ответьте??? Вы на этих именно павильонах видели рекламу??? Не стоило прежде чем оглашать наименования РК, уточнить, имеют ли эти павильоны какое-либо отношение к рекламе? Тот же самый вопрос к великому эксперту: может быть обоснуете свои выводы по поводу «нормального» бизнеса и «нормальных» рекламистов? А то Вас тут расхваливают, как отлично Миша всё сказал, а Миша свои слова чем-то подкрепить может? Миша хоть понимает порядок взаимоотношений Заказчик-Подрядчик? Или Миша может быть видел реализованные проекты «ненормальных» рекламистов? Или может быть знает порядок цен на подобного рода сооружения? Тут еще один умник даже ссылочку кинул на подобный говно-павильон (не знаю правда чем он ему больше приглянулся), не пробовал еще стоимость установки пробить? С учетом услуг спец-техники конечно же. Если вы считаете себя правомочными судить, так имейте ввиду — выводы должны быть аргументированными, а предложения конструктивными! Предположим, звонит вам старушка и говорит: «Доченька (сынок), мне в администрации ваш номер дали, поставьте пожалуйста нам на конечной остановку, стоим под дождем, под снегом!» Что вы предпринимает? Можете не отвечать! Я знаю — открываете интернет, заходите в любимую соц. сеть (на любимый сайт) и устраиваете подобный срач. Резонанс растет, общественное мнение формируется))) Бабка как стояла под дождем и снегом, так и стоит. Ваши слова и мысли конечно бесценны, ну во всяком случае для вас и вам подобных! А сколько вы своих кровных денежек из своего личного кармашка вложили в решение проблемы как социальной, так и эстетической?

22.05.2019 10:43
Антон:

Ох разворотили кучу с какашками)))

22.05.2019 11:01
Павел:

«Текстурированная антивандальная поверхность у Дизайнмастера выглядит лучше, чем плоская » но только от ветра и дождя как-то она не защищает.

22.05.2019 12:53
Павел:

Поболтать языками все горазды, даже покричать и умных из себя построить…. Прям ржу с «экспертов». Из-за таких экспертов щас снесут на..ер все павильоны и будут опять все стоять на открытых площадках и радоваться жизни. а эксперты мимо будут в машине проезжать и махать ручкой счастливым гражданам ездящим на общественно транспорте. Не увидел ни одного! еще предложения на почте по дизайну павильонов. напоминаю бюджет 50т.р.

22.05.2019 12:57
admin:

Наталья, то есть вы считаете глупыми нас настолько, что мы не можем сложить 1+1 и получить два? Если известно, что подобные конструкции предлагает заказчикам Авеню и Дельфин и эта информация есть у обоих агентств на сайтах, невозможно предположить, что и эти остановки — их рук дело? Нет тут рекламы — это дело времени. Остановочные павильоны — типично рекламная история в Барнауле. И это сегодня нормально. Конструкций настолько уже много, что пора количество переводить в качество. Раз разговоры ведутся о комфортной городской среде. Ничего не напоминает этот скрин?

22.05.2019 13:17
НатаЛи:

Лада! Вы зачем всё в одну кучу валите? Это уже похоже на пошлые наезды!!! В Барнауле куча остановок без рекламы!!! И я Вам лично вчера писала что это муниципальный заказ! Еще раз повторяю — если вы считаете себя вправе судить, не на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ нужно опираться и не на ТИПИЧНЫЕ рекламные истории! В таком случае, можно предположить, что все здесь судители выносят свои обвинения огульно! А по поводу количество-в-качество — переводите! Кто не дает-то? Можете за свой счет, можете предложить ДМ поставить на периферии крутой павильон под рекламу. Только вы наверняка догадываетесь куда вас ЛВ пошлёт.

22.05.2019 14:11
Антон:

Ну тут не только к Авеню вопрос. делают сараи за полтос да и фиг с ними, вопрос к тем кто эти сараи покупает, вроде к прекрасному пытались тянуться в администрации, а притянулись по факту к убожеству.

22.05.2019 15:44
Сифон:

Уж лучше под дождем, чем под «этим»

22.05.2019 17:05
admin:

Социальная направленность остановок — безусловно важна. Но система, в основе которой такой продукт, какой мы видим, получается, — ошибочна. Из неё исключен архитектор и дизайнер. И какое-то время назад — это прокатывало. Но сейчас остановок стало много и властям города надо помогать в осмыслении того, как менять остановки, клумбы, лавочки. Идеально было бы совместить знания архитекторов и технологии рекламистов, потому что у одних — понимание городского пространства, от эргономики до эстетики, у других — опыт реального производства и знание материалов.

22.05.2019 17:39
Антон:

админ, вам же Павел сказал, что нет у него дизайнерских разработок чтобы остановки в полтос укладывались, он вон даже электронку дал)

23.05.2019 09:08
Иаан:

Вы мнение людей кто пользуется этой остановкой вообще спросили? Или сидите у себя в теплых квартирах и машинах и через монитор смотрите на то как всё плохо?

23.05.2019 09:10
Андрон:

Сифон «Уж лучше под дождем чем под этим» сегодня у тебя замечательная возможность пойти и лично проверить твою гипотезу!

23.05.2019 09:13
Сифон:

Андрон, сходил, обхожу твои шедевры стороной, уж извини

23.05.2019 20:05
Аноним:

Так противно от всех ваших комментариев в стиле «лучше под дождем, чем под этим». Тогда уж следуйте в жизни своей всегда такому же принципу. Например, уж лучше в другом городе развитом, чем в ужасном Барнауле с испорченной городской средой. И валите нахрен из города)

24.05.2019 15:11
Роман Новожилов:

Показательно, что кроме пары-тройки человек здесь все анонимно пишут и анонимно оскорбляются. Детский сад.

24.05.2019 20:19
Екатерина:

Павел, в воскресенье оказалась на этой остановке (Ленина/Северо-Западная). На ней ржавые потеки.

27.05.2019 16:59
Антон:

Екатерина, щас Павел должен прибежать и начать упрекать вас в том, что вы жалуетесь на конструкцию, которую чудом они сделали за «каких-то 50тр» и что вам лишь бы жаловаться, а она вас же от дождя защищает!

28.05.2019 17:24
Екатерина:

Павел не верил, что она ржавая… Увы:( без иронии, исключительно констатация факта.

29.05.2019 13:49
Ольга:

Екатерина, к словам желательно прикреплять фото.
Тут вот «эксперты» тоже спутали коричный цвет с ржавчиной.
Считаю, что это не ржавчина, а говно, которым вы ее поливаете.
У нас ведь весь город был идеальный, пока эту треклятую остановку не поставили.

31.05.2019 16:58
Антон:

Ольга, почему же только эту, вы в своих аккаунтах в соцсетях хвастаетесь новыми остановочными шедеврами, которые украшают наш прекрасный город, какие же вы молодцы, честь вам и хвала!

03.06.2019 08:34
Ольга:

Антон, лучше делать хоть что-то, хвастаться и украшать, чем как многие, тявкать с дивана о высоких проблемах)

04.06.2019 16:11
Антон:

Ольга — УКРАШАТЬ!!!! АХАХАХАХАХАХАХАХАХ!!!!

05.06.2019 08:28
admin:

Уважаемые коллеги, приходите 7 июня в 14:00 в Алтайскую ТПП на круглый стол. Там можно будет конструктивно поговорить. Возможно по результатам запустим правила по визуальному коду города, где будут прописаны концепты остановок и других малых архитектурных форм.https://rekportal.ru/news/kruglyj-stol-reklama-i-gorod/

05.06.2019 10:01
Ольга:

Антон-«украшать»-это цитата, вырванная из вашего сообщения. У вас диванчик удобный? нормально сидится? Удобно писать бессмысленные комменты?

05.06.2019 17:41
Ольга:

Лада, конструктивного разговора не будет, это 100%.
Даже тратить время не стоит.

05.06.2019 17:42
Антон:

Ольга: Лада, конструктивного разговора не будет, это 100%.
Даже тратить время не стоит.
Да, Оль, лучше тут комменты катать, они ж конструктивные…

06.06.2019 08:28
admin:

Обращаю внимание, что как раз для конструктивного диалога круглый стол перенесли на 11 июня с 15:00, чтобы могли быть и представили Алтайского управления антимонопольной службы, и депутаты Гордумы, работающие с темой остановок. Кроме остановок вынесем предложения по бордюрам и клумбам. Разберем на примерах, что есть реклама, что вывеска, а что информационная конструкция.

06.06.2019 08:55
НатаЛи:

admin, конечно вынесете, конечно разберёте))) на результаты бы посмотреть))) держу пари, дальше бла-бла-бла дело не пойдет)))

06.06.2019 16:10
admin:

Ага

06.06.2019 20:41
Ольга:

Лада, ждем результатов! по круглому столу. Решили ли проблемы? Какое решение?

16.07.2019 16:22
admin:

Падающие вместе с людьми остановки. Просто оставлю это здесь. https://altapress.ru/proisshestvija/story/na-video-popalo-kak-v-barnaule-ostanovochniy-pavilon-uletaet-vmeste-s-lyudmi-256715

29.10.2019 17:15
Добавить свой комментарий

Current ye@r *