Внутренний дворик Художественного музея не в первый раз становится местом знаковых событий в «Ночь музеев». В этом году показали фотовыставку монументального искусства.
Передвижная выставка «Беззащитные памятники прежней жизни» — это фотопроект барнаульских мозаик эпохи советского модернизма от фотографа Евгения Клепикова. Экскурсию по «великолепной десятке» монументальных шедевров провёл Данил Дегтярёв известный экскурсовод, краевед, кандидат исторических наук.
Идеология и типовая застройка
Сначала Данил Дегтярёв предложил гостям выставки подумать над вопросом, а откуда вообще в 1960–1980-х годах появилось на зданиях монументальное искусство? «Это было связано с двумя факторами. Первое — советская идеология. Она пропагандировалась через литературу, кино, СМИ, искусство. Имеется ввиду не только коммунистическая идеология, а общечеловеческие ценности — гуманизм, труд, любовь, спорт», — объяснил экскурсовод.
Второй фактор — типовая застройка. С конца 50-х годов в советской архитектуре победил типовой подход. Здания стали похожи одно на другое.
«И „Ирония судьбы или с легким паром“ — это не совсем прикол, когда дома перепутали. Так реально было. Поэтому нужно было из этой серой массы примерно одинаковых построек выделить общественные здания или отдельные дома. Вот так появлялось монументальное искусство — мозаики, росписи, сграффито»
Почему название выставки «Беззащитные памятники прежней жизни»? Потому что из 40 монументальных работ, которые вошли в фотопроект Евгения Клепикова, только одна официально охраняется государством, отметил Данил Дегтярёв. В экспозиции передвижной выставки представлена «Великолепная десятка» мозаик эпохи советского модернизма.
Топ-10 мозаик
Мозаичное панно «Дары Алтая — Родине». Находится на торце Алтайского краевого театра драмы. Мозаика сделана в первой половине 70-х годов, автор известный художник Яков Скрипков. Символика панно патриотическая: Родина-мать, прославление труда, алтайская символика.
Мозаики на Молодёжной. Одни из самых первых мозаик Барнаула, сделаны в конце 60-х, находятся на Молодежной 42-48. На торцах жилых домов восемь изображений с сюжетами: природа, фольклор, аграрии, туризм, космос, наука. Авторы — Владимир Добровольский и Борис Астахов. По другой версии, к созданию мозаик приложил руку латвийский художник Круминьш.
Мозаичное панно «Небо родины». На торце дома, проспект Ленина, 35, появилась в 1976 году чисто наша барнаульская мозаика. Сам дом старше, он 1940 года. Автор — художник-монументалист Лев Шмидт. Мозаику смонтировали там, потому что напротив находилось лётное училище. Смысл сюжета мозаики — защита мирного неба.
Мозаичное панно «Знамя революции». Знаменитая мозаика на здании ФСБ находится на проспекте Ленина, 30. Авторы — монументалисты из Санкт-Петербурга Валерий Вышивалов и Владимир Янтарёв. Год создания — 1983. Размер панно — 11,5 на 13 метров. Одна из особенностей сюжета — Георгий Победоносец в буденовке, убивающий змея.
Композиция «Искусство принадлежит народу». В центре зеленой зоны площади Сахарова есть необычная композиция, сочетающая элементы барельефа, скульптуры и мозаики. Делали её в 1980 году к 250-летию Барнаула. Авторы — художники-монументалисты Георгий и Ольга Алексеевы.
Мозаики в районе Нового рынка. Эту серию мозаик видно, когда едем через Новый мост на пр. Ленина. Мозаики сделаны в 70-е или начале 80-х годов на четырех первых высотках в районе Нового рынка. Авторы — Лев Шмидт и Валентина Пахомова. Это яркий пример того, как мозаики должны были украсить серые типовые дома.
Серия мозаик «Краски жизни». Другая серия мозаик Валентины Пахомовой. Находятся мозаики тоже в районе высотной застройки на проспекте Комсомольском. Время создания — вторая половина 70-х годов. Цель — украсить однотипную застройку яркими пятнами, чтобы выглядело повеселее.
Мозаичное панно в Научном городке. В пригороде Барнаула, на фасаде Алтайского НИИ сельского хозяйства, сейчас Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий, находится одно из крупных произведений монументального искусства. Авторы — Георгий и Ольга Алексеевы. Сюжет панно символичен и построен вокруг развития земледелия и животноводства края.
Мозаичное панно «Древний воин». Одна из самых необычных мозаик украшает фасад ДК шинного завода, ныне ДК города Барнаула, на Антона Петрова. Мозаика появилась в 1978 году. Остается загадкой, почему выбран такой необычный сюжет для того времени. Автор — монументалист Владимир Добровольский. По другой версии, Юрий Шиплетто.
Мозаичный горельеф на магазине «Политическая книга». Позже магазин стал называться «Слово», расположен на улице Малахова, Это в чистом виде монументальная пропаганда. В магазине продавали книги идеологов марксизма-ленинизма, лики этих людей и были изображены на горельефе. Магазин открыли в 1979, композиция появилась в 1984 году. Авторы — монументалист Владимир Тимуш и скульптор Михаил Кульгачёв.
Карта и концепт буклета
Эпоха советского модернизма оставила Барнаулу обилие прекрасных мозаик. Их можно увидеть в центре и на окраинах, на общественных зданиях и жилых домах, внутри зданий. Над их созданием трудились многие художники-монументалисты.
«Можно смело сказать, что советское монументальное искусство — это важная часть города, это достопримечательность Барнаула. Город может гордиться своими мозаиками. А мы, нынешние жители, ценим это искусство и пытаемся рассказать о нём. Так возникла идея буклета и карты «Монументальное искусство Барнаула», — заключил Данил Дегтярёв.
В конце открытия выставки для фанатов монументального искусства провели конкурс на знание объектов искусства Барнаула. В качестве призов победителям вручали карту города, где обозначены адреса мозаичных панно.
Смотрите также
Авторская экскурсия «Как купцы Барнаула товар продвигали»
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале