Руководитель компании «Ньютон» Алексей Глазырин, разработавшей бренд Алтайского края, провел стратегическую сессию в Барнауле.
Алексей Глазырин предложил аудитории сразу перейти к обсуждению месседжей и объектов-символов для продвижения. Но аудитория не захотела переходить сразу, потому что у неё был вопрос: «Почему в качестве графического концепта разработчики выбрали тривиальный образ сердца?». Ответ на него и обмен мнениями занял всю первую часть сессии.
Исследование
Как объяснил Алексей Глазырин, концепт родился из технологий разработки региональных брендов. Первичным было исследование аудитории, которую разбили по сегментам: жители края, внутренний и зарубежный туризм, деловые аудитории и государственная власть. Спрашивали о том, как отдыхают, какие есть туристические привычки, как путешествуют, что знают и какие ассоциации преобладают.
— Из хороших вещей то, что Алтайский край в качестве туристского бренда конкурирует в России только с Краснодарским краем. Это неплохо для стартовых позиций. Знают в России и Европе край очень плохо. В СФО — хорошо. Заставляет задуматься то, что большая часть людей не рекомендовали бы на Алтай приезжать, потому что считают, что здесь глубокая провинция и нет туристской инфраструктуры. Отношение людей здесь проживающих к краю довольно скептическое и без эмоциональной привязанности, — прокомментировал результаты Алексей Глазырин.
Дальше исследовали ассоциации, которые вызывает Алтайский край. Респонденты выдавали примерно один набор: экология, натуральность, красивая природа, горы, реки, мёд. Некоторые отличия были у европейцев и россиян. Европейцы кроме природы, экологии, холода, гор выделяли походы, палатки, высокие цены, плохой сервис. А россияне из СФО обращали внимание на мифы, легенды и величие.
— Специально исследовали цвета, — продолжил Алексей Глазырин. — Всё вышло достаточно банально: зеленый — как цвет лугов и лесов, синий — как цвет неба и воды, желтый конкретно привязан к мёду. Из этого набора мы и сделали несколько разработок. Темы сот и мёда, гор и шаманизма, истории цивилизации отмели. С горами сложно, потому что происходит смешение с республикой Алтай.
Мне кажется привлекательной тема «Алтай — исток человеческой цивилизации», которая в последнее время активно разрабатывается и в российской науке. Но я понимаю, что эта тема слишком обращена в историю. И еще была тема, связанная с эмоциональностью и душой, с тем, что ассоциации с Алтайским краем очень добрые и позитивные. Дальше мы «вытащили» маральник и дали максимально общий образ, который относится к душевности и позитиву. Логотип получился минималистским и обсуждать его достоинства и недостатки в профессиональной среде дело вкусовое.
Дискуссия о логотипе
С мнением Алексея Глазырина о том, что «визуальное решение — дело вкуса» трудно не согласится. Но, когда имеешь возможность высказать замечания напрямую разработчику, глупо от этого отказываться. И дизайнер Александр Целовальников сформулировал основные претензии к графическому концепту: «Первое замечание – абрис сердца не оригинален, а логотипов паразитирующих на этом образе в мире больше всего, начиная от логотипа Нью-Йорка. Во-вторых, логотип с открытой формой графически слаб и требует тщательного подхода при тиражировании. Третье замечание — устаревший шрифт».
— Я никогда не считал, что «оригинальничание» является способом создания новых смыслов, — ответил Алексей Глазырин. — Чаще всего новые смыслы появляются на базе банальнейших образов. В данном случае я считаю уместным такое использование. Самые оригинальные варианты, которые были, заказчик «Алтайтурцентр» и фокус-группы категорически отвергли.
Слоган и бренд-платформа
От «сердешного» и стереотипного логотипа перешли к обсуждению бренд-платформы, чьё ключевое сообщение — подлинность и естественность. Слоган «Всё настоящее!» вмещает в себя смыслы, которые нацелены на разные аудитории. Для жителей края — «настоящие люди – ценности – жизнь». Для потребителей товаров и услуг «Алтайское.Настоящее» включает настоящую природу – культуру – чувства – энергию – отдых – здоровье – историю – приключения – открытия. Для инвесторов и партнёров – настоящие дела – люди – прибыль.
Участники сессии подчеркнули, что бренд-платформа импонирует, в ней есть жизнь и есть куда её развивать. По графическому концепту время покажет. Если народу понравится, он начнет тиражировать, если не начнет, значит…
— Что касается жизни бренда. Выскажу крамольную мысль. Бренд — это не то, что создается на века, а то, что меняется. Бренды живут в моем представлении не так и долго, от 5-15 лет, и зависят от дизайнерской моды. Бренд Алтайского края соответствует текущему положению и его можно использовать, чтобы привлекать туристов в регион и чтобы работать с самочувствием жителей края, — заключил Алексей Глазырин на сессии по бренд-коммуникациям.
Автор – Лада Шевкунова
Алтай на палочке в стеклянной баночке.
Кружки с фотографиями! Вы серьезно?
Это что б любой на коленке мог стругать качественную сувенирку Х)))
Отличный проект для пристального изучения на предмет ошибок и заблуждений. Их тут чертовски много, все они очень характерны и показательные.
-> Черепанову
Это «зеркало» Алтайского края. Квинтэссенция, так сказать. Кукарямба с глубинным смыслом. На мой взгляд, очень даже «в тему».
Прекрасный пример, когда исследование не привело к результату, а подменило его собой. Буду вставлять в свои лекции при каждом удобном случае.
Можно сколько угодно спирать на недостаточный вкус критиков, да вот только профи так не делают.
-> Кукалякину
«А король-то — голый!». Назвать исследованиями опросы с уверенностью априори, что респондент говорит тебе то что думает, а не то что счёл нужным сказать — махровый котлеризм. Попытка реальность впихнуть в рамки методологии. Фокус-группы с листами опросников, составленных «на коленке» — баян и фикция. Эти «исследования» не могли и не смогут привести к какому-либо вменяемому результату. Просто в очередной раз провинциалам втюхали «куклу». Голый король с «куклой». Ваши лекции советую сопроводить сценой из «Начальника Чукотки» — где мистер Стенсон впаривает чукчам за пушнину трубы от граммофона. ;))
Кукалякин, а вы не боитесь, что ваше преподавание на ТАКОМ примере будет выглядеть крамольным и непатриотичным? Кстати, где вы читаете лекции? Кто ваша аудитория?
Непатриотичным? Крамольным? Может, ВОЛЬНОДУМНЫМ еще скажете? Сергей М, я вообще ничего не боюсь.
Я не в церкви лекции читаю, а на конференциях или в университетах, когда позовут. Аудитория — маркетологи, студенты соответствующих направлений и прочие заинтересованные.
Я рассказываю не про квасной патриотизм, а как хорошо и правильно делать, привожу примеры со всего мира, хорошие и плохие.
Последний абзац статьи нагляднее всего демонстрирует отношение самого автора к своему творению, что-то вроде: «Ну чего все так заморачиваются, потерпите 5 лет и вам придумают что-нибудь другое, мода изменится и т.д.» А подобными чудесами сувенирной продукции завалены все базарчики Горного Алтая, даже картинки такие же.
Кукалякин — это Снитко. Он задорный чтец лекций. Когда зовут.
После драки не машут, но представленный стиль это горе — форма знака выполнена стандартными «шарпами» графической программы, которые даже поленились «почистить» и избавить от мусора. Пластика обоих «предсердий» с заломами (у правого вверху, у левого внизу, внутри), для презентации логотипа поленились сделать качественную фотосъемку на разных носителях (кепки, пакеты и пр.), шрифтовая часть логотипа (легкая, светлая) не идет рядом с графикой знака — уверенной, жирной, насыщенной…
Как могло бы быть (час времени + условия сердца и буквы А):
+
++
Сердце — так сердце.Уже давно понятно, что Алтайский край в своих коммуникациях вторичен и не способен на принятие чего-то смотрящего в будущее. Он способен оглядываться, тащиться вслед за старьём — таков менталитет. Удивляет только подход «сверху» по туристическому бренду,когда дизайнеров, которые задают основное направление визуала в крае не спросили, не позвали ни на одну фокус-группу по тестированию, не выслушали их предложения.И кружки эти с фотографиями дурацкими ни за что не куплю в подарок. Целый мильон рублей потратили, а кружки для туристов нормальные нарисовать не смогли.
Про сердце и кто как его видит. Анекдот «в тему».
В магазине подарков-сувениров:
— Барышня, будьте любезны, дайте мне вон ту красную плюшевую жопу.
— Но… это не жопа! Это же сердце!
— Барышня, я двадцать пять лет работаю кардиохирургом. Я ЗНАЮ КАК ВЫГЛЯДИТ СЕРДЦЕ. Дайте мне вон ту красную плюшевую жопу.
Кое-какие собственные исследования на тему логотипной «сердечности». В Эльзасе обнаружен «побратим» нового бренда Алт. края. http://www.tourisme-alsace.com
Что скажете?
Меня одну напрягает внешний вид руководителя из Екатеринбурга?
Каждого напрягает своё: кого-то сердце, кого-то еще что-то. А меня кружки.Вот кстати, сувенирная кружка греческая: позитивная, с рисунками дельфинов, осликов, мельниц, яхт и домиков, кошек, моря,церквушки, зонтиков. Между прочим с сердцем и флагом. Алтайтурист, когда у Алтайского края что-то подобное появится?
Опаньки! Получается, что на международные туристские форумы Алтайскому краю соваться не безопасно — вряд ли французы станут терпеть «адибас» на тему своего знака. В патентном праве предусмотрен такой параметр как «степень схожести». Неужели миллиона не хватило на проверку патентной чистоты этой хренотени?!
Хотелось бы услышать комментарии патентоведов на «вновь открывшийся факт».
Не, ну правда, не говоря о прочем, КРУЖКА С ФОТО, это же ААААААААА
как причастные к этому люди, я уж не знаю, может конечно это и заказчик придумал, но тем не менее, как причастные у этому люди могут говорить о своей профессиональной рекламной составляющей. Плакать охота
Серьёзно обсуждать «это» несерьёзно. Я уж хотела порадоваться, что всё больше чиновников осваивают графические редакторы — глядишь, и до книг по шрифтам и композиции дойдут! Но нет, это сделали люди, которые считают себя дизайнерами.
Печально, что уж тут. Хорошо, что в крае задумались о своём бренде, но то, как реализовали — показывает, что не было ни одного участника процесса, который бы понимал, что это, как будет работать, точнее, что не будет работать, и как долго это должно существовать.
http://www.sostav.ru/publication/novyj-brend-altajskogo-kraya-16560.html