Проблемы городской среды, как с помощью дизайна сделать города лучше, принципы проектирования — в тезисах лекции Эркена Кагарова из его выступления в Новосибирске.
Выступление Эркена Кагарова, арт-директора Студии Артемия Лебедева, называлось «Теория большого взрыва». В первой части он говорил о том, что случился взрыв, из маленького шарика родилась огромная Вселенная, и всё это имеет прямое отношение к композиции в дизайне. Вторая часть — опять о взрыве, но теперь в российских городах в 90-х. Именно тогда развитие рынка привело к новой волне вывесок на фасадах, которых со временем стало бесчисленное множество — и все контрастные и разномастные. Так возник полный хаос.
Дизайн-код Москвы
— Идея упорядочить размещение вывесок, я думаю, многим приходила в голову, потому что сейчас у нас многое неупорядоченно. Вот пример из туристического Ярославля, который входит в Золотое кольцо России, — Эркен показывает фото. — Чтобы такое увидеть, можно из своего города не выезжать, у нас везде так же. Непонятно, зачем туризм развивать? Вот картинка из Берлина, даже там можно найти хаос с табличками на фасаде. Почему важна эта картинка? Дело в том, что у нас любят ссылаться на плохих дизайнеров. Дескать, во всем мире хорошие дизайнеры, а у нас плохие. Или: у нас люди не соблюдают законов, а у них соблюдают. Не в этом дело! В любой стране мире, если нет регламента, начинается хаос.
В Москве этот хаос надоел и в 2013 году Комитет по архитектуре и градостроительству совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры предложили студии Лебедева сделать пилотный проект правил размещения рекламно-информационных конструкций для восьми улиц. Единые стандарты оформления разработали и назвали «Дизайн-код Москвы». В основе правил — систематизация проблем городской среды и пути решения.
Базовые принципы
Дизайн-код выделил ключевые проблемы визуального облика: невнимание к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальш-фасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки. Студия Лебедева предложила базовые принципы.
1 Снизить активность вывесок. Как? Уменьшить количество вывесок с подложкой. Если убрать фон, тогда фоном и объединяющим элементом становится само здание.
2 Использовать в вывесках только объемные буквы. Больше всего это необходимо классической архитектуре, потому что старые здания богато декорированы, их строили по законам гармонии, а не по закону контраста. И любая активная вывеска сильно влияет и портит вид. Поэтому в Москве есть правило, что на зданиях, у которых год постройки 1953 или ранее, запрещено размещение вывески с подложкой.
3 Делать привязку вывесок к архитектурным элементам — к оконным или дверным проёмам.
4 Максимальная высота букв — 0,5 м. Опыт показывает, что можно нормально прочитать такую вывеску с противоположной стороны Садового кольца.
5 В некоторых случаях на исторических памятниках важно ограничивать цветность. Когда отдельными буквами делаются вывески, их пять штук, но если одна синяя, другая зеленая, третья красная, становится похоже на детский сад и разрушается ощущение истории и гармонии.
Внедрение дизайн-кода
Принципы дизайн-кода легли в основу общих правил, а для некоторых улиц Москвы разработали архитектурно-художественные концепции. Было принято Постановление «О размещении информационных конструкций в городе Москве» № 902-ПП. Его выполнение контролирует объединенная административно-техническая инспекция. Теперь, если делаешь по правилам, не надо получать разрешение. Раньше из-за сложной системы согласования 40% вывесок были без разрешения.
— Мне задают вопрос: «Все замечательно, что вы делаете, но вы же убили малый бизнес? Раньше компании могли про себя рассказать, а сейчас? Вы лишили их вывесок, без вывески бизнес не будет идти». Я страдал, для меня эстетика важна, но получается, мы плохое дело сделали? — Эркен Кагаров показывает фото входа с хаотичными вывесками аптеки, ломбарда, скупки. — Давайте посчитаем количество вывесок у аптеки. Пять. После внедрения правил осталось три. Ничего мы не убили — ресурсы есть.
Любые правила требуют времени для их принятия. Если ничего не делать – проблем меньше. Но всегда можно уменьшить сложности. Поэтому в Москве решили вводить правила в три этапа: внутри Садового кольца — до мая 2014 года, от Садового до Третьего транспортного кольца — до января 2015 года и от Третьего транспортного до МКАД — до июля 2016 года. Это разумно. Если сделать сразу везде, возрастает нагрузка на сетевые магазины и увеличивается количество людей недовольных. Не надо стремиться делать всё сразу, лучше отодвинуть сроки на 5 лет. Конечно, хочется, чтобы завтра стало красиво. Но еще больше хочется, чтобы это было реализовано, а не просто сняли главного архитектора.
Городские правила дизайна
Единая концепция требуется не только вывескам и рекламе, но и уличной мебели — лавочкам, заборам, урнам — всему тому, на что архитекторы не обращают внимание, а дизайнеров пока не приглашают. Так вот, Студии Лебедева удалось поработать с этой темой и провести для Москомархитектуры несколько исследований, которые легли в основу «Городских правил дизайна» — рекомендаций по проектированию городской среды.
Эркен Кагаров объяснил, что городское пространство складывается из разных зон: транзитной — тротуары вдоль дороги, пешеходной — места прогулок и отдыха, жилой — дворы жилых домов. Место размещения влияет на выбор типа оборудования. Например, в транзитных зонах не правильно выбирать яркие цвета — там оживленное движение, люди ходят, машины ездят. Поэтому важно не распылять внимание пешеходов и водителей.
Лавочки. Выбирая форму и цвет лавочек для транзитной зоны, нужно учитывать, что дорога и тротуары — зоны повышенной опасности. Цвет уличной мебели здесь должен быть нейтрален, а лавочки без спинок удобнее, чем со спинками. Они дают возможность обзора и сидения с обеих сторон. В пешеходных зонах, куда относятся скверы и парки, необходимы спинки, тогда можно на лавочках дольше сидеть. Во дворах жилых домов наиболее важна эргономика. Здесь лавочкам нужны удобные поручни для пожилых людей и мам с детьми.
Цветочницы. В Москве избыточное количество крупных цветочных ваз, они значительно сокращают тротуар и съедают половину пространства — это не правильно. Одно из хороших решений — объединение нескольких городских элементов в одно. Например, цветы вывешиваются на столбы. Второй момент — бетонные цветочницы. Они тяжелые, убрать их на осень-зиму нет возможности, поэтому люди кидают туда окурки. Гораздо удобнее — мобильные цветочницы.
Еще в городах делают конструкции для цветочных композиций с горшочками. Часто бывает: цветов не видно, а видно конструкцию, которая чаще всего ужасна. Если подставка активная под цветы, надо, чтобы её не было видно. Мало какой из предметов может соперничать по красоте с цветами. Емкости для цветов, покрашенные в активные цвета отвлекают от растений. Универсальное правило: если показываем цветы, то остальное должно быть сдержанное или темное, в некоторых случаях белое.
Урны. В России урны низкие, маленькие, в них неудобно выбрасывать окурки. Понятно, что высокие стоят дороже. Но урну можно установить на опору — такие решения есть в разных странах мира. Обязательно в местах транзитного потока людей, урны должны быть оборудованы местом для сбора окурков. Вред от табака меньше, чем вред от горящего мусора. Например, в Нидерландах урны разной формы, но есть единые правила — высота не меньше метра, пепельницы, рельефная внешняя поверхность. Кстати, больший объем урны позволяет уменьшить расходы на уборку.
Иногда бывают нормальные лавочка, урна, забор, фонарь, но они все разные и вместе получается довольно хаотично. Примерно, как и с вывесками: они все могут быть замечательными, но когда вместе — получается ощущение хаоса. Лучше соблюдать требование комплектности — в одной среде урна, фонарный столб, забор, скамейка должны быть сделаны из схожих материалов по единым стилевым требованиям и пропорциям.
Афиши. Кинотеатрам, театрам, музеям и выставочным залам важны афиши. Чаще всего в российских городах используются для афиш жесткие конструкции в виде металлической рамы, на которую натягивается баннерная ткань. При этом закрываются архитектурные элементы фасада. В мире используется такое решение: афиша — это временная конструкция, крепится только с двух сторон. Размещаются афиши между колонн, формат используется вертикальный — так поддерживается ритм архитектуры. Большая проблема — непонимание принципов коммуникаций. Крупный формат афиш рассчитан на то, чтобы увидеть его издалека. Много букв на афишах, большое количество информации — и человек не может её освоить, проезжая мимо на автомобиле. А если он идет пешком, нужны афиши размером 100*70 см. Можно в городах использовать и афишные тумбы — это старинное решение.
Дизайн против вандализма
Последней темой лекции стала борьба с графическим вандализмом. Эркен Кагаров объяснил, что это проблема не нашего времени и не нашей страны. Не стоит говорить, что в России люди все такие некультурные, а в Европе — культурные. И в правильной Норвегии можно увидеть разрисованные вандалами паркоматы. И когда Студия Лебедева изучала тему, выяснили, что в царской России отливали столбы чугунные с шипами в нижней части — 100 лет назад проблемы были те же самые.
— Опыт показывает, что графический вандализм в последнюю очередь появится на заполненных поверхностях, которые несут информацию. То есть на коммуникационных будках лучше разместить бумажные малоформатные афиши — так делают в Амстердаме. Или: разрисовать — так сделали в Перми, превратив шкаф в Спанч Боба. Главные правила при проектировании городского оборудования формулируются так. Первое — материалы должны легко очищаться. Второе — плоские поверхности нужно перфорировать или текстурировать. На шершавой поверхности писать неудобно. Третье — минимизировать в городе плоские поверхности. Четвертое — нарисовать заранее, занятое место редко вандалят.
Бороться с графическим вандализмом можно и с помощью сетки, оборачивая городские объекты. В Москве есть рекламные конструкции, защищенные пластиковой сеткой. А в Европе рекламой защищают от вандализма городское оборудование. В Европе нет отдельно стоящих рекламных конструкций, они только на трассе. Хотите сделать рекламу – вешайте на столб, будку, остановку. Практически вся реклама используется в народных целях. У нас наоборот: идешь по тротуару, стоит сама по себе реклама, она портит город и мешает жить.
За два часа лекции Эркен Кагаров масштабно осмыслил проблемы городской среды и поиски решений. Вечером из Новосибирска он перемещался в Омск, где лекция (можете себе представить!) была назначена на 7.00 утра. Затем Тюмень и Рязань.
В публикации использованы фото из презентации и дополнительно из Москвы, Астаны, Инсбрука, Берлина, Барнаула.
Смотрите также
Эркен Кагаров «Теория большого взрыва»
Источник- rekportal.ru
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале