\ Эркен Кагаров «Теория большого взрыва»
Персоны

Эркен Кагаров «Теория большого взрыва»

27.12.2016
Количество просмотров: 4075

У дизайнера Эркена Кагарова, арт-директора Студии Артемия Лебедева, большой тур по Сибири. Уже прочитаны лекции в Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске.

Эркен Кагаров проводит лекцию в Новосибирске

Новосибирск седьмой город по счету. На лекциях разговор идет о композиции всего на свете и дизайн-коде города. Погружение в глубины композиции и дизайна пришлось на 18 декабря и прошло в культовом месте Новосибирска — кинотеатре «Победа». Участникам на стойке регистрации вместо простых бейджиков выдавали браслеты со словом «Счастье». Всё понятно — послушать умного человека и ведущего дизайнера страны — это счастье какое-то.

Принцип перетекания энергии

Счастье и то, что в Новосибирске работает образовательный проект «Акваланг» Студии МартДизайн, который регулярно привозит дизайнеров, иллюстраторов, типографов на воркшопы и лекции. Руководитель «Акваланга» Алина Свириденко немного волновалась за тех, кто опаздывал. Тут появился Эркен Кагаров. Налегке, с рюкзаком. И стал вскрывать принципы мироздания:

«Почему я назвал лекцию «Теория большого взрыва»? У ученых есть теория, что наша Вселенная сначала была плотно сжата и умещалась вот в такой шарик. Потом произошел взрыв, возникли раскаленные звезды, появилось всё. И когда-нибудь всё выровняется и наступит смерть Вселенной. Этот процесс называют энтропией. Я понял — удивительно, но композиция в дизайне и художественном творчестве имеет прямое отношение к этой теории. Пример с шариком, взрывом и Вселенной прекрасно иллюстрирует принцип разницы объёмов и перетока энергии».

Фрагмент лекции и пример с голубиной почтой

Аудитория вместе Эркеном выясняет, как принцип работает в физике, экономике, обществе, батарейках. Один за другим идут примеры с водяной мельницей, паровозом, голубиной почтой и сыновьями Ротшильда, революционной ситуацией «верхи не могут, а низы не хотят».

«Драматургия тоже использует принцип разницы, дающий энергию для сюжета. Ну, например, комедия «Джентльмены удачи»: заведующий детским садом попадает в тюрьму — это конфликт героя и обстоятельств. В фильме «Каникулы строгого режима» используется принцип наоборот — герои из тюрьмы попадают в пионерский лагерь. Смешно! Зачем конфликт драматургам? Вызвать интерес у зрителей. Из-за разницы всегда возникают эмоции — когда всё одинаковое, эмоции взяться неоткуда».

Плакат с выразительной композицией

Дальше речь идет о дизайне плакатов. Спикер показывает плакат Андрея Логвина: вот большой портрет и маленький заголовок — есть разница масштабов. Портрет полутоновой — есть ощущение глубины объема, а надпись плоская. Голова — по диагонали к листу, от этого ощущение динамики, надпись статична — есть разница. Всё вместе делает композицию выразительной и эмоциональной.

— Вы полетели в космос, — Эркен силой мысли продолжает бороздить космические просторы и поражает красивым сравнением. — А зачем дизайнеру космос? У него белый лист, это как космос, как пустота. Дизайнер сам может управлять пространством с помощью масштаба, через крупные и мелкие объекты.

Человек-хищник и принцип сравнения

Лекцию продолжает тема особенностей человеческого восприятия. На экране — оптические иллюзии, рыбы, морские ежи и хамелеоны — эти примеры показывают, как по-разному можно видеть мир. Бинокулярное стереоскопическое зрение дано человеку, потому что он хищник и ему надо все время сравнивать, измеряя расстояние до добычи. На земле можно сравнивать, в космосе — только по приборам.

Конспект лекции Эркена Кагарова

Шкалу для сравнений люди формируют исходя из своего опыта. «Сравнение принцип познания», — процитировал Эркен древних греков и привел убойный пример из спорта со старушкой и тяжелоатлетом.

«На чемпионате по тяжелой атлетике болгарский штангист поднял штангу весом 185 кг. Следом на помост вышла старушка и подняла штангу 184 кг. Как считаете, что большее впечатление произвело на публику? Все, все говорят, что старушка. Меня это поражает: штангист показал лучший результат, а герой — старушка! Удивительно, но оказывается, люди оценивают не результат. Люди оценивают лучшее соотношение затрат, усилий, возможностей и результата. Поэтому результат штангиста не такой крутой».

Это важно понимать и в дизайне — важно прятать усилия. Есть неписаное правило — не использовать много шрифтов в одной работе. И применять принцип минимакса: минимум усилий и максимум результата. В этом случае выходят элегантные решения.

Классика, модернизм, постмодернизм

Эркен переключает слайды, на экране показаны фотографии двух фасадов. На классическом здании вывеска размещена по центру, на современном — асимметрично.

1-je50gxm7vj5gatgyzvme_g 1-eiushjtktgi_lryoxn1xrg

Классика и асимметрия в размещении вывесок

«Если скажут, что нужно сделать вывеску на Большом театре, вы, конечно, поместите её по центру. Классическому зданию с фронтоном и колоннами вывеску нужно делать по центру. На современном здании вывески размещают асимметрично, потому что это дает большее ощущение пространства, свободы и активности. Два здания — две разные эпохи и два подхода. В модернизме активность усиливается, ищутся контрасты. Почему же в классике не стремились к контрасту? Я понял, что, наверно, в классике искали гармонию, потому что контраст был снаружи, в жизни».

Гармония в те времена противостояла мировому хаосу. Вся классика — это работа над цивилизацией мира. В конце 19 века появилась другая эпоха и другие задачи. Вспоминаются фильмы Сергея Эйзенштейна. Режиссер использовал контрастные кадры, ставил рядом крупные планы с общими, резко менял масштаб — и это работало. Такой же принцип дизайнеры применяют в многостраничных изданиях: идет много мелких колонок, переворачиваем страницу — крупные фото с текстом. Так и получается выразительный эффект.

Лекция «Теория большого взрыва»

Современное искусство построено на постмодернистском обращении к контексту. Постмодернизм использует включатель информации, который уже находится в голове зрителя. Но не у всех зрителей есть нужные включатели. Это и минус работы с контекстом. Его не обязательно использовать, но обязательно учитывать.

Всему нужен воздух!

Последний блок лекции посвящен базовым понятиям: асимметрии и симметрии, прописным и строчным буквам, работе со свободным и заполненным пространством.

Если в двух словах, то симметрия — это статичность, асимметрия — динамичность, в ней больше движения. Композиция строится на основе заполненного и свободного пространства: не будет свободного пространства, то и заполненное перестанет работать. Композиция — это искусство управления пространством.

Организаторы лекции, команда студии МартДизайн

«Если печку забить до отказа дровами, то гореть она не будет. Дров много, а воздуха мало. Всему нужен воздух! Так и в композиции: заполненное и свободное пространство дают энергию. И основной смысл заключается в том, что нет отдельных правил дизайна — есть те же самые процессы, которые происходят в физике, паровозах, нашей вселенной. Надо просто делать так, как правильно в жизни».

В конце лекции Эркен провел с аудиторией небольшой тренинг. Дано: самое простое рекламное объявление из интернета. Задача: улучшить.

Решение: применяем стратегию концентрации, насыщаем воздухом, убираем полупрозрачные вишни, потому что каждый дополнительный элемент отвлекает внимание. Внимание у человека только одно.

Удивительно, оказывается, композиция может менять ощущение от цвета. Всем управляет композиция. И любая хорошая соответствует всем правилам мироздания.

Источник — rekportal.ru


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале