Выставки Художественного музея Алтайского края — то самое место, где отлично прокачивается один из ведущих навыков будущего — креативное мышление.
В Художественный музей ходят за погружением в искусство. За интеллектуальным общением, вдохновением и размышлением. За медитацией перед картинами, которая помогает абстрагироваться от повседневности и настроиться на высокий лад. Несмотря на то, что Художественный в Барнауле находится в стесненных условиях, коллектив умудряется из года в год создавать яркие проекты.
Художники-мистики Средневековья
Получить урок креативности от двух гениев оригинальности можно было во время выставки «Босх и Брейгель: загадки мистической эпохи» в марте 2025. Выставка имела сенсационный успех: за месяц с работами художников познакомилось более 4000 человек, проведено более 80 экскурсий. С изумлением сотрудники музея наблюдали, как в двух небольших залах помещается во время экскурсии до 130 человек, комментирует Виктория Борунова, зав. сектором информационных технологий Художественного музея Алтайского края.
«Очевидно, Барнаул очень любит Босха и Брейгеля с их загадочностью и определенной долей мистики. Кстати, феномен „Страдающего Средневековья“ тоже мог стать одной из мотиваций посетить выставку, ну тут речь скорее о молодежи. Кроме того, московская фирма-организатор выставки VEKARTA всегда мощно рекламирует свои проекты в интернете, делает отдельные сайты под каждую выставку в каждом городе, использует таргетированную рекламу. Плюс, никто не отменял сарафанное радио: отзывы людей в разговорах и в соцсетях тоже сделали свое дело»
Выставка Босха и Брейгеля — просветительский проект, в основе которого высококачественное цифровое воспроизведение работ художников на холсте. Эта же технология печати позволила ранее познакомить барнаульцев с шедеврами импрессионистов, работами Айвазовского и Фриды Кало.
Алтай в монохроме
Вдохновляющий на креативность авторский проект Художественный музей показал в программе 2024 года. Его автор — живописец, график, театральный художник Алексей Дмитриев из Горно-Алтайска. «Кочевье» — выставка на стыке графики, фото, арт-объектов и инсталляции — всё выполнено в монохроме. В центре пространственной экспозиции вертикаль лестницы. Арт-объекты размещены на стенах так, что у посетителей возникает ассоциация с вращением спирали жизни.
Идея проекта, по словам художника, показать жизнь человека как путь кочевника между городами, временами, эпохами. Идея раскрывается через предметы-символы: камни, колесо, одежду, песок, лестницу, разбитое блюдо. Из предметов и графических образов создается особенное видение Алтая — «сурового и простого места, которое проверяет тебя на искренность».
Образная графика Петра Дика
Еще один крутой проект из музейной программы 2024 года — «Эволюция образа» российского графика XX века Петра Дика. Для многих имя художника стало открытием, как и то, что Пётр Дик родом с Алтая, из семьи этнических немцев. Он родился в селе Глядень Благовещенского района. В 70-е годы учился в Москве, затем жил и работал во Владимире. В 2000-х работы художника выставлялись в Русском музее, Третьяковской галерее, в Германии и городах России. В 2016 вдова Петра Дика подарила Художественному музею большую коллекцию работ, включая эскизы.
На первый взгляд графика Петра Дика кажется драматичной. Присмотревшись понимаешь, что минималистичные сюжеты несут философские обобщения и разгадывать метафоры художника — хорошая задача для интеллектуалов и креативщиков. В графике Пётр Дик использовал оригинальную технику: пастель на наждачной бумаге, что придавало работам невероятный эффект свечения.
От костюма до оттенка года
Представьте себе, около 18 тысяч работ русских, советских, алтайских мастеров насчитывает фонд Художественного музея. Как показать такое культурное богатство? Один из форматов — тематические выставки. В любимой публикой жанре «костюмы и платья на фоне картин» прошла выставка «По канонам красоты». Кураторы показали одежду староверов и крестьян, свадебный наряд и городской костюм XIX — начала ХХ веков в контексте живописи тех лет.
Основа другой тематической выставки «Сила цвета» — креативная идея с подборкой работ художников, на холстах которых присутствовал оттенок 2024 года «персиковый пух» (по версии Института цвета Panton). Как пишут кураторы, проект необычен по своему содержанию: в нем слилось воедино разнообразие жанров, техник и эпох. Объединяет экспозицию идея о том, что цвет — это эмоция, которую можно увидеть.
Искусство — это модно
Молодая аудитория для музея представляет особый интерес. Привлечь её и воспитать чувство прекрасного помогают разные практики, одна из них — выставки молодых авторов. Вспомним, иммерсивный проект «Соотворение» художницы Екатерины Витвиновой, работающей в стиле «декоративный наив». Тема выставки — хрупкий внутренний мир человека раскрывается с помощью живописи, поэзии, музейной сценографии с листами кальки на стенах, рыбацкой сетью у потолка, свисающими фигурками рыб и ангелов.
Музей ассоциируется у молодых с продвижением уличного искусства в Барнауле, начало которому положил перформанс художницы Анастасии Петренко на площади Октября в «Ночь музеев 2022». А в прошлом году продолжил грандиозный фестиваль уличного искусства «Связь», который превратил парк «Изумрудный» в галерею под открытым небом.
Очевидно, что молодежь активнее потянется, когда здание на площади Октября будет открыто после реконструкции. Перспективы появятся безграничные: большие выставочные площади, возможность создания культурного центра и креативного пространства, которое привлечет местных и туристов.
Интересные факты
Художественный музей был открыт в 1959 году. Его можно назвать музеем-путешественником: за все время работы музей поменял четыре здания.
На момент создания музея в его фондохранилище было 200 экспонатов, сейчас фонды Художественного насчитывают почти 18 тысяч экспонатов.
Звездным периодом музея сотрудники считают время с 2002 года, когда увеличились выставочные площади и проходили выставки из Оружейной палаты, Третьяковской галереи, Русского музея.
За время работы музея было разработано четыре логотипа. Последний логотип и фирменный стиль принят в 2014 году. В графике обыгрывается латинская буква m и архитектура здания на площади Октября.
В 2021 году Художественный презентовал свою сувенирную коллекцию с репродукциями картин из фонда. Одна из задач «сувенирки» — напомнить об эмоциях и подтолкнуть людей вернуться в музей вновь.
За год музей проводит около 50 выставок: 30 стационарных и 20 передвижных по районам Алтайского края.
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале