Образование

Социальная реклама: русский лубок и Маяковский

05.04.2021
Количество просмотров: 382

Завершился 1 модуль курса «Повышение эффективности социальной рекламы в России», в котором учатся представители НКО, органов власти, СМИ, вузов, рекламного бизнеса региона.

Зачем учиться?

Кроме стандартного ответа на вопрос, что учиться всегда пригодится, есть и вполне прагматичный. Каждый год госсектор, НКО, рекламные агентства разрабатывают массу кампаний. Получается по-разному — базовые принципы знакомы не всем. Есть примеры, когда благое дело превращается в пустое или токсичное, увы. Внедрить стандарты эффективных социальных коммуникаций и выучить пул экспертов в регионах — основные цели курса.

Фото — мозговой штурм в конференц-зале АлтТПП

Организатор «Лаборатория социальной рекламы» с помощью Фонда президентских грантов прокачивает эффективную социальную рекламу по стране не первый год. В этом году курс собрал более 300 человек из 15 регионов. Обучение идет в дистанционном формате на платформе Teachbase. Проходят встречи участников и офлайн. Так группа Алтайского края по итогам 1 модуля провела мозговой штурм об актуальных социальных проблемах, которые станут основой для кросс-регионального рейтинга в апреле 2021.

Не вгонять в депрессию

Вообще говоря, понятие «социальная реклама» родилось в российских условиях в середине 90-х годов. В США и Европе принят термин «некоммерческая реклама». Чем отличаются два вида рекламы? Коммерческая создает привычки потребления. Социальная реклама работает на уровне общечеловеческих ценностей. Она формирует отношение к проблемам общества и старается изменить поведение людей. Наверняка многие вспомнят ролик «Позвоните родителям» из 90-х, его автор Игорь Буренков. Ролик стал классикой жанра и показал, что реклама может не только продавать.

Фото — Гузелла Николайшвили, руководитель курса

Особенностям российской соцрекламы была посвящена лекция Гузеллы Николайшвили, доцента НИУ «Высшая школа экономики». «5 правил и 5 ошибок» — базовые основы, проверенные временем. Из правил: понятность, отсутствие негатива, черного фона, без запугивания, показывающая выход из проблемы, качественно сделанная, протестированная на фокус-группах.

«Товарищи люди, на пол не плюйте…»

Российский опыт в коммерческой рекламе уступает мировому, а в социальной он объёмнее и интереснее. Так считает спикер курса Ольга Савельева, профессор НИУ «Высшая школа экономики». В 2020 году у Ольги Савельевой вышла книга «Всеобщая история рекламы», которую АКАР наградила премией «За лучшее учебное издание в области рекламы и связей с общественностью».

По мнению Ольги Савельевой, прообразом соцрекламы можно считать русские лубки второй половины 17 века. Смысл лубков — назидание о том, как надо жить правильно: от вшей мыться в бане, жену бить, чтобы она не гуляла, не пить, в карты не играть. Во время правления Екатерины II лубки использовали как поддержку прививок против эпидемии оспы — вот вам и историческая параллель с пандемией в наше время и кампаниями за вакцинирование.

20 век вошел в историю социальной рекламы творчеством Маяковского и Родченко. «Товарищи люди, на пол не плюйте»; «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»; «Воды не бойся, ежедневно мойся», — это все примеры слоганов для «Санплаката». Были и производственные плакаты, где рабочих призывали бросать курить, пить, не приставать к женщинам: «Долой безобразников по женской линии. Парней-жеребцов зажмем в дисциплине», — цитата из плаката против сексуальных приставаний на работе.

Психологические приёмы

Лекции курса дополняют видеопрактикумы. Один из них — сравнить три культурных слоя соцрекламы России, США и Европы времен 90-х и 2000-х годов. Другой — выполнить тест на понимание отличий агитации, пропаганды, социальной и коммерческой рекламы. Кстати, тут все просто: в агитации и пропаганде — односторонняя связь, в социальной рекламе — обязательна обратная связь.

Фото — Светлана Шевченко, спикер темы «Психология социальной рекламы»

Еще одна базовая тема — психология эффективной социальной рекламы. Тему ведет психолог Светлана Шевченко, директор образовательного направления компании «Искусство тренинга» и руководитель информационной службы всероссийского Детского телефона доверия. На конкретных кейсах показывается, как психология способна побудить к действию, как частица «не» влияет на восприятие сообщения, и как можно слоганом убить социальную рекламу.

Следить за ходом образовательного курса в группах ВКонтакте и Фейсбуке.

Смотрите также

Стартовал курс «Алтай. Соцреклама — 2021»

Источник — rekportal.ru 

=50


Комментарии (0)
Добавить свой комментарий

Current ye@r *