Студенческая наука отнюдь не занудная тема, а любопытная. В этом убеждаешься, побывав в жюри конференции «Молодежь — Барнаулу» в Алтайском филиале РАНХиГС.

Жюри секции «Медиапространство города и региона». Фото: Алтайский филиал РАНХиГС.
В ноябре в вузах проходит 27-я городская научно-практическая конференция «Молодежь — Барнаулу». Цель конференции — продвижение научной работы и привлечение студентов к решению проблем Барнаула. Одна из площадок — секция «Медиапространство города и региона» работала на площадке Алтайского филиала РАНХиГС.
На стыке сфер
Медиакоммуникации — направление для вузов новое и перспективное. Специальность на стыке журналистики, связей с общественностью, рекламы, маркетинга, социологии нацеливается на обучение стратегическому мышлению, технологиям, психологии восприятия.

Алина Камнева, Барнаульский юридический институт МВД России». Фото: Алтайский филиал РАНХиГС.
Какие темы взяли студенты в работу? Эко-блогинг, лидеры мнений, медиа силовых структур, молодежь и культура, цифровое неравенство, трудоустройство в SMM, медиа как «расширение» человека, медиапотребление студентов, речевой имидж, продвижение медиа вуза, продвижение мессенджера MAX, образ Барнаула, геймификация в образовании, креативный класс.
Аналитика соцсетей
Правила создания заметного научного проекта базируются на пяти элементах: актуальная тема, концепции учёных, гипотезы, аналитика и выводы. В своих проектах студенты нарабатывают навыки сбора, анализа и интерпретации данных — всего того, что будет востребовано в работе.
Алина Тоскуева выбрала тему «Эко-блогинг в Алтайском крае» и анализировала роль каналов ВК/Telegram в изменении поведения молодежи. В работе использовались идеи немецкого философа и социолога Теодора Адорно, известного критика индустрии культуры, считавшего, что она лишает человечество рефлексии, делает его управляемым, ограничивая от столкновений с реальностью.

Алина Тоскуева, 2 курс РАНХиГС. Фото: Алтайский филиал РАНХиГС.
Выводы: эко-блогинг в Алтайском крае действительно усиливает знание, повышает экологическое сознание и желание действовать, но стандартный контент и слабая интеграция со СМИ ограничивает глубину воздействия.
Софья Гришечкина оценивала «медиакартину мира» молодежи, которую формируют Telegram -каналы. В основе анализа модель Уолтера Липпмана, автора концепции общественного мнения. По Липпману, медиа создают свою картину реальности, а не просто отражают её. В цифровое время эта концепция перекликается с понятием «информационный пузырь» Э.Паризера, где алгоритмы — новые редакторы реальности. Выводы: молодежь не просто выбирает источники, а живет внутри их, где каждый видит свою версию Барнаула.

Иллюстрация из презентации «Медиа как «расширение» человека: микроисследование молодежной среды Барнаула».
Алина Попова рассматривала любопытный аспект соцсетей, который связан с «расширением человека», на основе концепции Маршалла Маклюэна, где медиа — не просто инструменты передачи информации. Цель работы — понять как медиа в молодежной среде становятся продолжением личности. Из наблюдений: визуальный контент доминирует, медиа используются для самопрезентации, заметно смещение границ личного и публичного.
Образ Барнаула
Одна из трендовых тем студентов — медиаобраз Барнаула. Юлия Прохорова оценивала понятие образа города на основе методики социолога Уилбура Шрамма, где образ формируется динамичным обменом сообщениями. Что касается Барнаула, его образ складывает из нескольких слоев: исторический, современный, человеческий.
Елизавета Конох анализировала образ Барнаула в региональных и федеральных СМИ, сравнивая структуру, тональность, ключевые слова у «федералов» и «регионалов». Гипотеза студентки о том, что региональные медиа формируют более многогранный образ города для жизни, подтвердилась. В то время как федеральные СМИ создают фрагментарный и стереотипный образ, акцентируют внимание на городе-функции с криминальными историями, экономикой, транзитным хабом для туристов.

Елизавета Конох в команде Алтайского филиала РАНХиГС на конкурсе «Образ будущего». Фото: Алтапресс.
Студентка провела контент-анализ тональности публикаций, определения ключевых слов на основе нейросети BERT и выяснила, что региональные СМИ делают акценты на положительной тональности о городе, федеральные больше ориентируются на негативную тональность. «Город-организм против города — функции», подчеркнула автор два подхода и предложила создать свой образ Барнаула, опираясь на одну из двух концепций: «Сибирские Афины» или «Барнаул — живой город». Студентка озвучила уникальную идею, с которой она в команде РАНХиГС заняла призовое место весной этого года на конкурсе «Образ будущего». Это идея виртуального главы города в мобильном приложении, от имени которого будет рассказываться о городе молодежи.
Медиа в образовании
В работе секции принимали участие и студенты других вузов. Алиса Дудник из АлтГУ показала работу с продуманной SMM-стратегией продвижения университетских медиа в VK и Telegram. Для вузов качественная коммуникация в соцсетях позволит стать ближе к своей аудитории, что важно в условиях конкуренции за абитуриентов.

Алина Камнева представила проект «Деятельность медиацентра Барнаульского юридического института МВД России». Медиацентр работает на волонтерских началах, студенты совмещают учебу и создание контента для соцсетей вуза. Цели работы — привлечение абитуриентов, информирование о событиях, формирование узнаваемости. Работа медиацентра со своей серьезной практической составляющей вырвалась вперед и получила по решению жюри 1 место.

Иллюстрация из презентации «Деятельность медиацентра Барнаульского юридического института МВД России».
Павел Метла, студент Алтайского филиала РАНХиГС, рассказал о другом ярком практическом проекте «Геймификация в профессиональном образовании» и показал новый формат — квиз-игру «Медиадром». Квиз был опробован в июне 2025 года в амфитеатре парка «Изумрудный», где участвовали студенты разных курсов, других учебных заведений и практики. Проект вышел на 2-е место секции за трендовый формат, выход за стены вуза в городскую среду, позитивность и консолидацию профессионального сообщества.

Иллюстрация из презентации «Геймификация в профессиональном образовании».
Кира Гостевских, с юридического факультета Алтайский филиал РАНХиГС, завоевала симпатии жюри нацеленностью на социологические методы исследования в теме «Основные характеристики медиапотребления студентов». За синтез дисциплин жюри присудило работе 3 место.
По итогам участия в конференции все студенты получат электронные сертификаты. Авторы работ, занявших призовые места, получат дипломы Администрации Барнаула. Две работы студентов Алтайского филиала РАНХиГС войдут в проекты премии «За позитивный вклад» Комитета по рекламе ТПП Алтайского края.
Смотрите также
5 раундов интеллектуальных развлечений на «Медиадром — 2025»
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале