Пространство города

Зачем Барнаулу фестивали уличной культуры?

22.06.2021
Количество просмотров: 3938

В начале лета в Алтайском крае стартовало уникальное событие — фестиваль уличной культуры О2 fest. На открытии художники создавали арт-объект и рассказывали о стрит-арте.

Александр Милицин на открытии фестиваля уличной культуры в парке «Изумрудный»

Взялись за фасады

Фестивали уличного искусства, граффити и стрит-арта в мире стали популярны в 1980-х годах. История российского «стрит-феста» насчитывает более 15 лет. Красочные фестивали будоражат воображение горожан Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Новосибирска. Барнаул до определенного момента тихо курил в сторонке.

Ситуация стала меняться, когда появилась команда O2Team. В неё вошли Анастасия Петренко, Елена Бутакова, Иван Мясоедов, Тарас Дружинин. В прошлом году команда провела два фестиваля: Ток-fest и «Ближе», расписав 5 трамваев и гаражи у кинотеатра «Россия». В Музейную ночь 2021 пригласили желающих украсить серую стену во дворе Художественного музея.

Анастасия Петренко в Музейную ночь 2021

Большой фестиваль с росписью фасадов грустных многоэтажек в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Заринске наметили на июнь этого года. Идею поддержал грант Росмолодёжи, который выиграли на форуме «АТР». Реализовывать проект помогают региональное управление молодёжной политики и Краевой дворец молодёжи.

«От безразличия — к стрит-арту»

Днем 12 июня, в парке «Изумрудный», запустился О2 fest. На официальное открытие приехал Александр Милицин, руководитель проекта Desart365 (Москва), организатор российских и международных фестивалей. Второй гость — Евгений Воронин, граффити-художник и иллюстратор из Москвы. Именно он открывал фестиваль росписью первого арт-объекта на фасаде 10-этажного дома в Барнауле.

В амфитеатре парка шло общение гостей с публикой. Говорили о развитии граффити-культуры, смыслах для городской среды, темах муралов, о том, что стрит-арт — не вандализм, а искусство.

Александр МИЛИЦИН, руководитель проекта Desart365:

«Сегодня в Барнауле мы с вами наблюдаем уникальное событие. Команда фестиваля начала путь от безразличия к украшению города. Ребята двигаются за счет своего энтузиазма и помощи гранта. Важно их поддержать. Фестивали организовывать сложно и фасад расписать сложно — это высотные работы, жара, пыль, грязь. Художники стоят на высоте, в люльке, дышат краской только для того, чтобы людям нравилось. Это великое дело. Нарисовать слово йух на заборе легко, а пройти конкурс, попасть в команду, забраться на высоту — это задача».

В чем смысл?

На вопрос «Зачем художники расписывают стены?» Александр Милицин ответил, что для него стрит-арт — смысл жизни, он с желанием откликается на новые инициативы и помогает запускать городские фестивали. Среди проектов Desart365: фестиваль в Великом Новгороде «Страницы истории», создание первых муралов на Крайнем Севере, в городе Апатиты. Тогда свой гонорар за работу художники потратили на роспись заброшенного здания вокзала в Кировске — памятника архитектуры, который любят горожане.

Монументальная живопись на разрушенном здании вокзала в Кировске

Сейчас художники вместе с Арт-кластером «Таврида» участвуют в росписи опор мостов на федеральной трассе «Таврида». Здесь со временем должен появиться самый большой в России мурал под открытым небом. Сюжеты росписи о чем-то красивом — природе, людях, праздниках.

У стрит-арт масса граней, идей и жанров. Его цель будить воображение людей и заставлять мыслить. Сюжеты граффити — социальная проблематика, абстракция, портреты знаменитостей, исторические факты и личности. Уличное искусство притягивает художников свободой творчества и открытостью. «Весь город — музей и галерея» — такое послание несет в мир стрит-арт.

Событийный туризм и отток молодежи

На открытии фестиваля уличной культуры в Барнауле Александр Милицин сформулировал задачи, которые выполняют «стрит-фесты». Их пять.

1 Фестивали украшают города. Масштабные муралы или монументальная живопись уменьшает серость и однообразие жилой застройки.

2 Работы художников способны привлечь внимание СМИ и горожан к умирающей архитектуре. Именно так было со зданием вокзала в Кировске, для которого в итоге нашелся инвестор.

3 Фестивали уличного искусства открывают лица публике, художники получают признание и отклики на свои работы.

4 В городах, где фестивали поддерживаются властями, арт-объекты становятся достопримечательностью для туристов. В Екатеринбурге проложили экскурсионный маршрут по объектам стрит-арта. Из мирового опыта есть пример «зернохранилищного» стрит-арта в глубинке западной Австралии. Огромные муралы на элеваторах помогают местным жителям развивать туризм. В Испании, в городке Фансара, где большинство жителей — пенсионеры, муниципалитет пригласил художников на фестиваль уличного искусства. 4 года спустя Фансара превратилась в галерею под открытым небом, увидеть которую приезжают тысячи туристов.

5 Стрит-арт в городе работает на комфортную городскую среду, к которой особенно чувствительна молодежь. Муралы способны побороться с проблемой оттока молодых кадров и работать в синтезе с любым направлением искусства. Один из примеров: концерты «Акцент на классической музыке» с участием университетов под визуализацию от стрит-арт художников Desart365.

Источник — rekportal.ru

=339


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!