\ Территориальные бренды России: от короны до флага
Брендинг территорий

Территориальные бренды России: от короны до флага

16.12.2016
Количество просмотров: 35412

Народные промыслы, исторические символы, аббревиатура и шрифты, пиктограммы, абстракция и стилизация, образы животных и птиц — города и регионы России учатся находить свою идентичность и визуально выражать её в графике.

karta

Рекпортал собрал графические решения и выделил закономерности в разработке айдентики. За основу взяли карту команды CityBranding, где отмечены работающие бренды территорий. Кроме этого существуют туристические логотипы городов и регионов, которые пока не используются или до конца не приняты.

Народные промыслы и птички

Графика Нижнего Новгорода повторяет стрелку слияния Оки и Волги и связана с Нижегородским кремлём. Штрихи — отсылка к знаменитой хохломской стилистике. Автор — уроженка города Мария Пономарева, студентка Британской высшей школы дизайна.

Логотип города Старая Русса в Новгородской области разработала Студия Артемия Лебедева. Вода, фонтан и жаворонок — главные герои логотипа города, который известен старинным бальнеологическим курортом на месте минеральных источников.

nizhnij01 bezymyannyj

Образ птиц заложен и в основу брендов Вологодской и Архангельской областей. «Кружевная» птица Вологды создана по мотивам работы художницы Ангелины Ракчеевой. Символ народных традиций региона — кружевоплетения, вышивки, резьбы и росписи по дереву — победил в результате интернет-голосования.

В бренде Архангельской области — «Птица счастья» — это стилизованный символ северного гостеприимства. Идея бренда — разнообразие впечатлений, которое ждет туриста. Шрифт отражает суровый и волевой характер Поморья. Разработчик — Point. Точка развития.

promysly-vologodskaya-obl promysly-arxangelskaya-obl

Исторические символы

Корона в логотипе Калининградской области перекочевала с герба и отсылает к истории: аббревиатура — к прежнему прусскому названию города — Königsberg. Янтарная текстура букв напоминает о главном богатстве региона — янтаре. Автор — Студия Артемия Лебедева.

Из Воронежа пошел отечественный флот Петра I. Отсюда и символ на логотипе города — изображение исторической копии русского линейного корабля «Гото Предестинация», внутри — Музей мореходств, туристическая мекка Воронежа.

kaliningrad01 voronezh01

«Наследие Татарстана» — бренд республики, разработанный Центром стратегических коммуникаций«Апостол». В его основе 10 качеств, которые формируют татарстанский архетип: достоинство, скорость, чутье, традиции, целеустремленность, упорство, мастерство, единство, пытливость и выносливость.

В основе логотипа Кургана — историческая крепость и символ города. В память о первом поселении в Кургане построен культурно-исторический комплекс — парк «Царево городище». Автор логотипа — Валерий Хорошаев.

tatarstan01 kurgan01

Аббревиатура

В 2009 году Пермь стала первым городом в России, получившим собственный логотип с лозунгом «Просто, понятно, повторяемо» от Студии Артемия Лебедева. Жесткое графическое решение вызвало полемику среди жителей, но было хорошо принято в профессиональной среде.

Ещё один пример работы студии — логотип Калужской области. И снова любимый принцип работы — использование аббревиатуры, буква К, обведенная О, обыгрывающая ОК.

perm02 kaluga02

Аббревиатуру использовали и в разработке бренда башкирского города Стерлитамак. Идея — цифра 3: город территориально делится на три части, имеет три крупные реки, три гуся на гербе, три крупных вуза. Часто в названиях организаций, электронных адресов и сайтов используются три латинские буквы «STR». Визуальным воплощением идеи стал объёмный треугольник. Слоган «Стерлитамак — жизнь в объёме». Разработчик компания «Живые города».

Великий Новгород — город-музей Древней Руси. С 2012 года он продвигает бренд «Родина России». Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. Очертание куполов и первые буквы названия заложены в основу графики. Разработчик — консалтинговая компания «Город мастеров».

logo-sterlitamak novgorod01

Шрифтовые композиции

Айдентика Мурманска — пример шрифтового решения с пиктограммами. Брендингом города занималась группа Stas Marketing и дизайн-студия LINII. При разработке логотипа большую роль играли живые ассоциации: плотная кирпичная кладка, цветные контейнеры в порту, люди, стоящие плечом к плечу. В основу концепции бренда лёг тезис: «Мурманск форпост России в Арктике».

Город в Карелии Костомукша — самый молодой и близкий к Европе. В этом и нашла его идентичность команда CityBranding. Ценности города: молодость, перспективность, экологичность. В ключевую фразу шрифтового логотипа «Дальше – лучше» заложили много смыслов: от просто понимания, что город не стоит на месте, до туристического поиска интересных мест вдали от крупных городов.

murmansk01 kosta

Открытый профессиональный конкурс на логотип Екатеринбурга был самым обсуждаемым событием 2015 года. Победил вариант «Зигзаг», определяющий мужской характер столицы Урала. Разнообразие города, от промышленного до культурного, подчеркивается иконками. Разработчики сообщество Made in Ural.

Ростов-на-Дону относится к тем городам, в названии которых присутствует река. Имя ритмичное и продолжительное, как панорама левого берега Дона с вырастающей из зелени архитектуры города. В логотипе шрифтовое решение дополнено иллюстрацией, визуализирующей этот образ. Разработчик компания BrandHouse.

ekat1 rostov1

Шрифтовой подход использован и в фирменном стиле Урюпинска. Основой бренда стала идея «Столица российской провинции». Она родилась в ответ на шутки и анекдоты, что Урюпинск глушь и дыра. С 2012 года город решил из дыры стать столицей и с помощью брендинга начал преодолевать комплекс неполноценности. Бренд Урюпинска в первую очередь нацелен на поддержание патриотизма и энтузиазма у жителей города. Фирменный стиль иронично и тонко отражает идею «столицы провинции».

В 2015 Студия Артемия Лебедева предложила свой вариант туристического логотипа Крыма. Яркий, позитивный и абстрактный визуальный стиль вызвал большой резонанс в СМИ. Но власти полуострова его не приняли и стали проводить народный конкурс, который ничем не закончился. Так пока у Крыма нет работающего туристического логотипа.

urbpinsk1 krym

Пиктограммы

Слоган города Добрянка Пермского края — «Столица доброты». Логотип составлен из множества символов — пиктограмм. Они обозначают ГРЭС, культуру, спорт, экологичность, лесные богатства, богатство водных ресурсов. Разработчик — команда CityBranding.

Логотип Ненецкого автономного округа — один и первых примеров комплексного территориального брендинга в стране. Символы-пиктограммы расположены дугой, повторяя контуры региона на карте и напоминая улыбку. В иконках изображены особенности округа: свод чума, оленьи рога, рыбный промысел, капля нефти. Разработчик — компания Notamedia.

dobryanka11 na4m

Звериные образы

«Медведистые» туристские логотипы у Барнаула и Пермского края. Барнаульский медведь вместе с аббревиатурой буквы Б оформился на логотипе как ответ на вопрос: «Барнаул? Это где?… В Сибири!… Говорят у вас там медведи по улицам ходят?!». Автор агентство «Грандис-Сити».

Медведь в логотип Пермского края перенесен с герба. Фирменную символику дополняет «эмоциональный подстрочник» для разных направлений туризма — активного, культурно-событийного и круизного: «Край приключений», «Край легенд», «Край Великой реки». Разработка компании Ozon Group.

barnaul-1 perm

«Медвежью лапу» — символ Омской области критиковали за дробную графику, смысловую перегруженность и негативные эмоции. Логотип создан на основе карты региона, из верхней части которой растут медвежьи когти, стилизованные под ели. Изображение дополняет слоган: «Омский регион открытая Сибирь». Разработчики — «Чумиков PR и консалтинг», агентство Stas Marketing.

Логотип туристической зоны Хибины на Кольском полуострове создан в Студии Артемия Лебедева. Он выполнен в характерном для народов севера художественном стиле, в его  основе использовано изображение оленя. В знаке читаются несколько символов: голова оленя, буква Х, снежинка, силуэт гор и чум.

omsk xibiny

Абстракция

Идея звука легла в основу бренда подмосковного города Клин, где находится дом-музей Чайковского. Символическими элементами города стали: симфонии знаменитого композитора, радиосвязь Попова, проводившего здесь эксперименты с радиоволнами, шум магистралей, уличная музыка, звонкое стекло местных елочных игрушек. Логотип выглядит как звуковая диаграмма, а цвет взят с герба города. Слоган: «Так звучит Клин!». Бренд-стратегия – Денис Визгалов, дизайн-студия LINII.

Абстрактный подход с контурами карты региона использовала в своем туристическом логотипе и республика Коми. За основу позиционирования взяли экологичность, которая выражается во фразе «Эко Республика Коми».

klin1 1

Иллюстрации

Основными визуальными мотивами логотипа Южного Урала стала роспись, образы птицы, рыбы, ящерицы, оленя. Все элементы складываются в контур Уральских гор. Фирменный стиль был принят в 2012 году и используется для туристического продвижения региона. Автор — дизайнер Даниил Шумаков.

В 2015 году старейший город России – дагестанский Дербент – отпраздновал свой 2000-летний юбилей. Город, признанный ЮНЕСКО всемирным наследием человечества, к юбилею разработал иллюстративный логотип. Он вместил в себя восточный колорит и мотивы уникального промысла – ковроткачества.

yuzhnyj-ural derbent-1

Линии

За основу знака Магнитогорска взята непрерывная пульсирующая линия. Это символ созидания, неразрывной связи, пути и живого биения ритма. Линия является базовым элементом всего фирменного стиля, не ограничиваясь только логотипом. Ассоциации: мост, соединяющий Европу и Азию, мост, соединяющий индустриальный город и жилой, музыкальный ритм, пульс молодого растущего города и его жителей.

С 2011 года у Республики Адыгея есть свой логотип. В его основе стилизованное изображение трех гор и зеленого луга. Это неудивительно, ведь местные горы включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

magnitog adygeya1

Графическая стилизация

Сердце — один из распространенных символов территориального брендинга, начиная с первопроходца — Нью-Йорка в 1977 году. Вот и Самарская область в 2012 году в ходе народного конкурса выбрала «сердечную» стилизацию в туристическом логотипе. Он представляет собой изображение S-образной излучины реки Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. В профессиональной среде логотип признан невыразительным, неэмоциональным, графически примитивным.

Унылой, морально устаревшей, приветом из 80-х называют и «сердечную» графику туристического бренда Алтайского края. И хотя в этом случае заказчик пошел правильной дорогой, выбрав не народный конкурс, а разработку от профессионала в лице группы компаний «Ньютон» — пришли они всё к тому же сердцу, которое слабо отражает специфику края.

samara altaj

На основе графической стилизации разработаны и логотипы территориальных брендов Сибири и Владивостока. Похожи они не только актуальной графикой, а еще и тем, что созданы по инициативе команд профессионалов. В основе айдентики  I’m Siberian  идея о морозном и диком пространстве. Логотип — снежинка и отсылка к «I love NY» и «I amsterdam» — самым удачным мировым примерам брендирования городов.

Фирменный стиль Владивостока создан в рамках общественной инициативы, цель которой — вносить профессиональный вклад в формирование туристического имиджа Владивостока и Приморья. Логотип передаёт мироощущение людей, живущих на кромке Тихого океана. Кроме логотипа, разработаны туристические порталы «Открой Владивосток» и «Открой Тихоокеанскую Россию».

 sibir1 vladivostok1

Заключение

Постепенно инновационный принцип дизайн-мышления меняет карту России. Возможно придет время и географию станем изучать по логотипам территорий. Айдентика, созданная на основе уникальной идеи, может стать отличным коммуникационным инструментом, который сделает город или регион более известным и узнаваемым. Формула создания работающих территориальных брендов проста и сложна: найти идею, вовлечь жителей, разработать и системно работать на основе ценностей бренд-платформы. Тут важно уметь договариваться власти, бизнесу и обществу. Это помогает меняться, сохранять гибкость, подвижность, готовность отвечать на вызовы времени.

В публикации использованы материалы сайтов www.prdesign.ru, www.artlebedev.ru, citybranding.ru.

Источник — rekportal.ru


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале