Народные промыслы, исторические символы, аббревиатура и шрифты, пиктограммы, абстракция и стилизация, образы животных и птиц — города и регионы России учатся находить свою идентичность и визуально выражать её в графике.
Рекпортал собрал графические решения и выделил закономерности в разработке айдентики. За основу взяли карту команды CityBranding, где отмечены работающие бренды территорий. Кроме этого существуют туристические логотипы городов и регионов, которые пока не используются или до конца не приняты.
Народные промыслы и птички
Графика Нижнего Новгорода повторяет стрелку слияния Оки и Волги и связана с Нижегородским кремлём. Штрихи — отсылка к знаменитой хохломской стилистике. Автор — уроженка города Мария Пономарева, студентка Британской высшей школы дизайна.
Логотип города Старая Русса в Новгородской области разработала Студия Артемия Лебедева. Вода, фонтан и жаворонок — главные герои логотипа города, который известен старинным бальнеологическим курортом на месте минеральных источников.
![]() |
![]() |
Образ птиц заложен и в основу брендов Вологодской и Архангельской областей. «Кружевная» птица Вологды создана по мотивам работы художницы Ангелины Ракчеевой. Символ народных традиций региона — кружевоплетения, вышивки, резьбы и росписи по дереву — победил в результате интернет-голосования.
В бренде Архангельской области — «Птица счастья» — это стилизованный символ северного гостеприимства. Идея бренда — разнообразие впечатлений, которое ждет туриста. Шрифт отражает суровый и волевой характер Поморья. Разработчик — Point. Точка развития.
![]() |
![]() |
Исторические символы
Корона в логотипе Калининградской области перекочевала с герба и отсылает к истории: аббревиатура — к прежнему прусскому названию города — Königsberg. Янтарная текстура букв напоминает о главном богатстве региона — янтаре. Автор — Студия Артемия Лебедева.
Из Воронежа пошел отечественный флот Петра I. Отсюда и символ на логотипе города — изображение исторической копии русского линейного корабля «Гото Предестинация», внутри — Музей мореходств, туристическая мекка Воронежа.
![]() |
![]() |
«Наследие Татарстана» — бренд республики, разработанный Центром стратегических коммуникаций«Апостол». В его основе 10 качеств, которые формируют татарстанский архетип: достоинство, скорость, чутье, традиции, целеустремленность, упорство, мастерство, единство, пытливость и выносливость.
В основе логотипа Кургана — историческая крепость и символ города. В память о первом поселении в Кургане построен культурно-исторический комплекс — парк «Царево городище». Автор логотипа — Валерий Хорошаев.
![]() |
![]() |
Аббревиатура
В 2009 году Пермь стала первым городом в России, получившим собственный логотип с лозунгом «Просто, понятно, повторяемо» от Студии Артемия Лебедева. Жесткое графическое решение вызвало полемику среди жителей, но было хорошо принято в профессиональной среде.
Ещё один пример работы студии — логотип Калужской области. И снова любимый принцип работы — использование аббревиатуры, буква К, обведенная О, обыгрывающая ОК.
![]() |
![]() |
Аббревиатуру использовали и в разработке бренда башкирского города Стерлитамак. Идея — цифра 3: город территориально делится на три части, имеет три крупные реки, три гуся на гербе, три крупных вуза. Часто в названиях организаций, электронных адресов и сайтов используются три латинские буквы «STR». Визуальным воплощением идеи стал объёмный треугольник. Слоган «Стерлитамак — жизнь в объёме». Разработчик — компания «Живые города».
Великий Новгород — город-музей Древней Руси. С 2012 года он продвигает бренд «Родина России». Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. Очертание куполов и первые буквы названия заложены в основу графики. Разработчик — консалтинговая компания «Город мастеров».
![]() |
![]() |
Шрифтовые композиции
Айдентика Мурманска — пример шрифтового решения с пиктограммами. Брендингом города занималась группа Stas Marketing и дизайн-студия LINII. При разработке логотипа большую роль играли живые ассоциации: плотная кирпичная кладка, цветные контейнеры в порту, люди, стоящие плечом к плечу. В основу концепции бренда лёг тезис: «Мурманск — форпост России в Арктике».
Город в Карелии Костомукша — самый молодой и близкий к Европе. В этом и нашла его идентичность команда CityBranding. Ценности города: молодость, перспективность, экологичность. В ключевую фразу шрифтового логотипа «Дальше – лучше» заложили много смыслов: от просто понимания, что город не стоит на месте, до туристического — поиска интересных мест вдали от крупных городов.
![]() |
![]() |
Открытый профессиональный конкурс на логотип Екатеринбурга был самым обсуждаемым событием 2015 года. Победил вариант «Зигзаг», определяющий мужской характер столицы Урала. Разнообразие города, от промышленного до культурного, подчеркивается иконками. Разработчики — сообщество Made in Ural.
Ростов-на-Дону относится к тем городам, в названии которых присутствует река. Имя ритмичное и продолжительное, как панорама левого берега Дона с вырастающей из зелени архитектуры города. В логотипе шрифтовое решение дополнено иллюстрацией, визуализирующей этот образ. Разработчик — компания BrandHouse.
![]() |
![]() |
Шрифтовой подход использован и в фирменном стиле Урюпинска. Основой бренда стала идея «Столица российской провинции». Она родилась в ответ на шутки и анекдоты, что Урюпинск — глушь и дыра. С 2012 года город решил из дыры стать столицей и с помощью брендинга начал преодолевать комплекс неполноценности. Бренд Урюпинска в первую очередь нацелен на поддержание патриотизма и энтузиазма у жителей города. Фирменный стиль иронично и тонко отражает идею «столицы провинции».
В 2015 Студия Артемия Лебедева предложила свой вариант туристического логотипа Крыма. Яркий, позитивный и абстрактный визуальный стиль вызвал большой резонанс в СМИ. Но власти полуострова его не приняли и стали проводить народный конкурс, который ничем не закончился. Так пока у Крыма нет работающего туристического логотипа.
![]() |
![]() |
Пиктограммы
Слоган города Добрянка Пермского края — «Столица доброты». Логотип составлен из множества символов — пиктограмм. Они обозначают ГРЭС, культуру, спорт, экологичность, лесные богатства, богатство водных ресурсов. Разработчик — команда CityBranding.
Логотип Ненецкого автономного округа — один и первых примеров комплексного территориального брендинга в стране. Символы-пиктограммы расположены дугой, повторяя контуры региона на карте и напоминая улыбку. В иконках изображены особенности округа: свод чума, оленьи рога, рыбный промысел, капля нефти. Разработчик — компания Notamedia.
![]() |
![]() |
Звериные образы
«Медведистые» туристские логотипы у Барнаула и Пермского края. Барнаульский медведь вместе с аббревиатурой буквы Б оформился на логотипе как ответ на вопрос: «Барнаул? Это где?… В Сибири!… Говорят у вас там медведи по улицам ходят?!». Автор — агентство «Грандис-Сити».
Медведь в логотип Пермского края перенесен с герба. Фирменную символику дополняет «эмоциональный подстрочник» для разных направлений туризма — активного, культурно-событийного и круизного: «Край приключений», «Край легенд», «Край Великой реки». Разработка компании Ozon Group.
![]() |
![]() |
«Медвежью лапу» — символ Омской области критиковали за дробную графику, смысловую перегруженность и негативные эмоции. Логотип создан на основе карты региона, из верхней части которой растут медвежьи когти, стилизованные под ели. Изображение дополняет слоган: «Омский регион — открытая Сибирь». Разработчики — «Чумиков PR и консалтинг», агентство Stas Marketing.
Логотип туристической зоны Хибины на Кольском полуострове создан в Студии Артемия Лебедева. Он выполнен в характерном для народов севера художественном стиле, в его основе использовано изображение оленя. В знаке читаются несколько символов: голова оленя, буква Х, снежинка, силуэт гор и чум.
![]() |
![]() |
Абстракция
Идея звука легла в основу бренда подмосковного города Клин, где находится дом-музей Чайковского. Символическими элементами города стали: симфонии знаменитого композитора, радиосвязь Попова, проводившего здесь эксперименты с радиоволнами, шум магистралей, уличная музыка, звонкое стекло местных елочных игрушек. Логотип выглядит как звуковая диаграмма, а цвет взят с герба города. Слоган: «Так звучит Клин!». Бренд-стратегия – Денис Визгалов, дизайн-студия LINII.
Абстрактный подход с контурами карты региона использовала в своем туристическом логотипе и республика Коми. За основу позиционирования взяли экологичность, которая выражается во фразе «Эко Республика Коми».
![]() |
![]() |
Иллюстрации
Основными визуальными мотивами логотипа Южного Урала стала роспись, образы птицы, рыбы, ящерицы, оленя. Все элементы складываются в контур Уральских гор. Фирменный стиль был принят в 2012 году и используется для туристического продвижения региона. Автор — дизайнер Даниил Шумаков.
В 2015 году старейший город России – дагестанский Дербент – отпраздновал свой 2000-летний юбилей. Город, признанный ЮНЕСКО всемирным наследием человечества, к юбилею разработал иллюстративный логотип. Он вместил в себя восточный колорит и мотивы уникального промысла – ковроткачества.
![]() |
![]() |
Линии
За основу знака Магнитогорска взята непрерывная пульсирующая линия. Это символ созидания, неразрывной связи, пути и живого биения ритма. Линия является базовым элементом всего фирменного стиля, не ограничиваясь только логотипом. Ассоциации: мост, соединяющий Европу и Азию, мост, соединяющий индустриальный город и жилой, музыкальный ритм, пульс молодого растущего города и его жителей.
С 2011 года у Республики Адыгея есть свой логотип. В его основе стилизованное изображение трех гор и зеленого луга. Это неудивительно, ведь местные горы включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
![]() |
![]() |
Графическая стилизация
Сердце — один из распространенных символов территориального брендинга, начиная с первопроходца — Нью-Йорка в 1977 году. Вот и Самарская область в 2012 году в ходе народного конкурса выбрала «сердечную» стилизацию в туристическом логотипе. Он представляет собой изображение S-образной излучины реки Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. В профессиональной среде логотип признан невыразительным, неэмоциональным, графически примитивным.
Унылой, морально устаревшей, приветом из 80-х называют и «сердечную» графику туристического бренда Алтайского края. И хотя в этом случае заказчик пошел правильной дорогой, выбрав не народный конкурс, а разработку от профессионала в лице группы компаний «Ньютон» — пришли они всё к тому же сердцу, которое слабо отражает специфику края.
![]() |
![]() |
На основе графической стилизации разработаны и логотипы территориальных брендов Сибири и Владивостока. Похожи они не только актуальной графикой, а еще и тем, что созданы по инициативе команд профессионалов. В основе айдентики I’m Siberian — идея о морозном и диком пространстве. Логотип — снежинка и отсылка к «I love NY» и «I amsterdam» — самым удачным мировым примерам брендирования городов.
Фирменный стиль Владивостока создан в рамках общественной инициативы, цель которой — вносить профессиональный вклад в формирование туристического имиджа Владивостока и Приморья. Логотип передаёт мироощущение людей, живущих на кромке Тихого океана. Кроме логотипа, разработаны туристические порталы «Открой Владивосток» и «Открой Тихоокеанскую Россию».
![]() |
![]() |
Заключение
Постепенно инновационный принцип дизайн-мышления меняет карту России. Возможно придет время и географию станем изучать по логотипам территорий. Айдентика, созданная на основе уникальной идеи, может стать отличным коммуникационным инструментом, который сделает город или регион более известным и узнаваемым. Формула создания работающих территориальных брендов проста и сложна: найти идею, вовлечь жителей, разработать и системно работать на основе ценностей бренд-платформы. Тут важно уметь договариваться власти, бизнесу и обществу. Это помогает меняться, сохранять гибкость, подвижность, готовность отвечать на вызовы времени.
В публикации использованы материалы сайтов www.prdesign.ru, www.artlebedev.ru, citybranding.ru.
Источник — rekportal.ru
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале