\ «Превед, медвед!»
Брендинг территорий

«Превед, медвед!»

30.03.2015
Количество просмотров: 4692

История знаменитого плаката о нашем городе началась с байки: «Барнаул? Это где?… В Сибири!… Говорят у вас там медведи по улицам ходят?!».

Этот диалог вдохновил дизайнера Александра Целовальникова в 1998 году на создание плаката, который только что снова переиздан. И это уже в четвёртый раз!

-3

Архетип и геральдика

Популярность плаката с медведем объясняется тем, что графическая шутка соответствует архетипическому, с определенной долей юмора, представлению сибиряков о себе и том месте, где живём. Медведь испокон веков был божеством, предком, тотемом, духом-охранителем, духом-целителем и не только в Сибири. Этот символ силы активно используется и в геральдике европейских городов и земель — Берлина, Берна, Мадрида, Брюгге, земли Саксонии-Анхальт, Гренландии, Калифорнии…

Но больше всего медведь почитался на Руси. Один из главных героев эпоса, сказок и былин стал персонажем гербов многих русских городов. Кстати, геральдика в России впервые появилась во времена Петра I. С тех времен медведь занял почётное место на гербах Новгорода, Ярославля, Екатеринбурга, Перми, позже Хабаровского края, Карелии…

 

Berlin1b 275px-Escudo_de_Madrid.svg Berne1b Greenland1b Sachsen-Anhalt1
Берлин Мадрид Берн Гренландия Саксония-Анхальт
150669_bi Norilsk1b gerbhabarovsk Perm1b kudym
Новгород Норильск Хабаровск Пермь Кудымкар

 

Винни-Пух и брендинг

В конце 20 века медведь — символ всего русского — набирает обороты. «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поёт…», — кто не помнит детские стихи Агнии Барто? Образ немного неуклюжего и добродушного медведя транслировала Россия всему миру. Достаточно вспомнить символы двух Олимпиад в Москве и Сочи. Пожалуй, самый известный медвежий персонаж — Винни-Пух из мультфильма режиссера Хитрука, озвученный голосом Евгения Леонова. Чудаковатый и добродушный философ, который всё время попадает в нелепые ситуации — типично русский характер!

Между тем не все разделяли беззлобность русского символа. Западная пропаганда формировала прямо противоположный стереотип «страшного русского медведя» и «большой, неуклюжей и жестокой» страны, где европейских туристов поджидают опасности и «медведи на улицах». И когда пришла мода на брендинг регионов, первая рекламная кампания в Санкт-Петербурге в 2007 году стала сразу отстраиваться от медведей и выбрала слоган «Никаких медведей. Только — красота!». Но уже через три года «медвежья тема» возвращается в туристические логотипы городов: здесь и Омск с его «брендолапой», и разноцветный медведь в стиле кубизма в Перми. И, конечно, жизнерадостный медвежий персонаж проекта «ЯСибиряк», который и танцует, и в горы ходит, и катается на сноуборде.

kiss5 vinni-image kiss3

 

Барнаул — столица с медведем

Конечно, все медведи хороши, но барнаульский — роднее. Дизайнер Александр Целовальников и фотограф Владимир Моисеенко развернули тему «Барнаул — город, где медведи по улицам ходят» в своём плакате в 1998 году. Переиздается плакат раз в пять лет, как правило, всегда в юбилейный для города год: так было в 2005, в 2010 годах, так и в 2015.

За все эти годы, в какие страны мира только не отправился барнаульский мишка в качестве подарка! В Германию, США, Францию, Великобританию, Израиль, Китай, Индонезию, Таиланд, Турцию, Болгарию, Грецию, Кипр, Канаду, Италию, Испанию, Индию, Японию. И по России.

-6
В продажу плакат о Барнауле поступит в краевой туристический центр «Горная аптека», Арт-галерею Щетининых, художественный салон «Турина гора».

Плакат можно приобрести напрямую у Александра Целовальникова, написав по адресу: signalstudio@yandex.ru.

Источник — rekportal.ru


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале