Елена Тарасова, студентка факультета социологии Алтайского госуниверситета, написала из Черногории, где она живет уже несколько месяцев. Елена поделилась впечатлениями о стране, с уклоном в наружную рекламу, витрины и вывески.
Краткая справка: Лена живет в деловом центре Черногории – городе Подгорица. Переехала вместе с мужем, которого пригласили сюда на работу. Доучивается на факультете социологии АлтГУ, специальность «Реклама». Работает в Черногории в области digital-marketinga.
Природный и наружный дизайн
Черногория (Montenegro) – страна с очень красивым природным «дизайном», здесь есть и горы, и море, и реки, и парки, и леса – в общем, все то, что создает удивительный образ страны, включая народ, который старается по мере сил поддерживать существующие здесь красоты. Страна «умудряется» гармонично, на мой взгляд, сочетать в себе и деревню, и Европу. Есть крутые спорт-клубы, магазины и торговые центры, но при этом не редкость конные повозки на местных дорогах с идеальной европейской разметкой. Хотя иногда встречаются и неряшливые надписи на стенах и валяющийся на улице мусор.
На черногорском телевидении рекламы не много, в основном всё ограничивается простым декларированием информации и цен. Наиболее качественные ролики размещаются по заказу крупных европейских и глобальных фирм Maybelline, Renault и т.п. в их обычном стиле. Такая же ситуация и в наружной рекламе.
Местные рекламодатели продвигают свои отели, телекоммуникации, бутики, мебель также как и у нас – используют много нечитабельного текста и образ красивой девушки.
Формат рекламоносителей в Черногории щадящий для архитектурного облика городов. Не встретить растяжек или баннеров, будь то площадь или огромный дом, где ожидаешь увидеть, к примеру, баннер на вес торец дома. На площади в центре Подгорицы рекламных конструкций нет, в отличие от нашей площади Советов. Центральная площадь Подгорицы обычно оживлена по вечерам. А воскресным утром всегда безлюдна ─ многие жители уезжают к морю, на выходные, оставшийся народ сидит в кофейнях и читает газеты.
Витрины и вывески
Что не говори, огромное внимание уделяется вывескам и витринам магазинов, где ходить, ну крайне приятно! Сразу складывается ощущение, что ты в Европе.
В торговых центрах Подгорицы отели или винные магазины используют необычный ход – оформляют свои выставочные стенды или целые отделы: выставка отеля «Ramada» в торговом центре « Mall of Montenegro» и элитный винный отдел в «Maxi» – магазине подобном нашей «Марии-ра».
Вывеска арт-салона с огромной рамкой – смотрится эффектно. Вывеска ресторана на фоне платанов:
В средневековом городе Которе узкие улочки и красивые площади. Город внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Котор по атмосфере и архитектуре очень напоминает итальянские города. Вывески магазинов стилизованы под исторический контекст и гармонично вписываются в архитектурную среду.
Единственное временное и самое большое «рекламное варварство», которое нашлось в Которе, на этом снимке – реклама карнавала.
Не vozim!
В Черногории социальной рекламы почти нет. Встретилось предостережение водителей от вождения автомобиля в пьяном виде. Реклама размещается на биллбордах в нескольких точках по городу. Но аварии на дорогах – редкость, это делается скорее для поддержания порядка и не выступает как реальный инструмент борьбы с водительским пьянством.
Конечно, невозможно передать всю невероятную атмосферу Черногории, поэтому приезжайте сюда в гости и влюбляйтесь в эту страну.
Фото, текст – Елена Тарасова
Редактор – Лада Шевкунова
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале