Режиссер музыкальных и рекламных видео Полина Варфоломеева в свои 26 лет успела позаниматься многим.
Она писала пресс-релизы, посты, стратегии, продумывала антикризисный PR госкомпаний, организовывала события, готовила презентации. И поняла, что только в съёмках видео находит настоящее удовлетворение.
Полина еще в 2012 году окончательно переместилась из Барнаула в Москву, на четвёртом курсе специальности «связи с общественностью и реклама» Алтайского госуниверситета. В столице работала, позже училась на факультете режиссуры музыкальных и рекламных видео в Академии коммуникаций Wordshop. Не так давно Полина приезжала в Барнаул, приходила на родную кафедру и на встрече со студентами рассказала о профессии и жизни.
Об учебе
В университете нужно впитывать фундаментальные знания, до которых после учёбы не доберётесь из-за нехватки времени, желания или возможности. Например, я благодарна курсу проектного менеджмента, у нас он был с Еленой Владимировной Макаровой. Курс научил меня задавать правильные вопросы, ставить и формулировать цель проекта, описывать аудиторию, выстраивать стратегию, работать во временных рамках и подходить к проекту, докапываясь до самой сути. Проекты «Мастерская рекламы» и «PR-Охота!» научили смелости в знакомстве с экспертами и спикерами. А вот реальные практические знания, например, как писать пресс-релизы, лучше узнавать на практике, вызубривать это смысла нет. Я стала работать со второго курса, потому что, если этого не делать, опыт не приходит. Ты изучаешь теорию, но начинаешь её применять, когда только выходишь из университета, тогда уже часть знаний забывается.
Об Академии коммуникаций Wordshop
Впервые столкнулась с Wordshop, когда проходила практику в Москве и посетила их лекцию. Мне понравился куратор рекламного факультета Леонид Фейгин и лекция про креативное мышление. Затем снова столкнулась с Wordshop на фестивале студенческой рекламы в Новосибирске. Когда спустя два года после окончания института у меня появилось желание получить новое образование, уже в сфере производства видео, Академия Wordshop выпала в списке школ. И хотя изначально я планировала поступать на оператора, карты сложились таким образом, что попала в мастерскую режиссуры. Может, это судьба.
О фрилансе
Думаю, имеет смысл заниматься фрилансом, если уже есть определённый уровень экспертизы, тогда тебе начинают доверять как специалисту. Например, как только начинаешь понимать, что классно фотографируешь и пишешь посты в Instagram, понимаешь, что это нравится, а компании на рынке не позволяют заниматься только этим, стоит уходить на фриланс. Если глубокого и узкого интереса нет, и работа доставляет удовольствие, лучше работать в компании: общаться с коллегами, получать от них опыт и инвестировать своё время в стратегию и цель большого коллектива.
О стопмоушн анимации
Я работаю режиссёром рекламных видеороликов, иногда превращаюсь в минипродакшн: когда клиент обращается ко мне напрямую с небольшим бюджетом, мне приходится заниматься всем, начиная от сценария, заканчивая сбором команды, продюсированием, музыкальным сопровождением, озвучкой, монтажом. Когда есть время между крупными проектами, я фотографирую и работаю как оператор.
Мне интереснее жанр не прямой рекламы, а контентных, информационных, анимационных роликов. Я занимаюсь стопмоушн анимацией — как правило, это не рекламные ролики о продукте, а видео, цель которого передать информацию, историю, сообщение. Например, делала видео для аэропорта Домодедово, который поздравлял своих партнеров с юбилеями сотрудничества. Для них мы снимали анимированные открытки и задачами было сделать приятно руководству авиакомпании, объединить аудитории брендов, создать интересный контент для соцсетей.
А на проекте для бренда салатных заправок «Я люблю готовить» мы продвигали идеи новой кулинарной культуры со свежими продуктами и экспериментами на кухне. Такие цели мне более близки, чем просто продажа и увеличение узнаваемости продукта.
О работе с клиентом
Самое сложное — это согласование с клиентом, процесс, когда вы ловите одну волну, потому что часто бывает, что клиент не понимает до конца, чего он хочет, либо он думает, что знает, чего хочет, а я пытаюсь предложить объяснить ему другое, на мой взгляд, более подходящее решение. Ещё сложнее бывает согласование не на подготовительном этапе, а уже на постпродакшн. До съёмок — я открыта к любым предложениям, к любому клиенту отношусь хорошо, считаю его маленьким божеством и хочу удовлетворить его эмоциональные и бизнес потребности, придерживаюсь политики: клиент знает, как лучше для его бизнеса. А вот после, когда твою работу видоизменяют, добавляют титры, которые не были задуманы, просят изменить цвета в ущерб качеству — это больно.
О планах
Следующая моя цель — снимать музыкальные клипы. Я уже сняла концерты группы Мумий Тролль, UNKLE, инди-групп Краснознамённая дивизия имени моей бабушки, Kate NV, Наадя и поработала на клипах в качестве второго режиссёра. Благодаря этому поняла, что реклама продуктов, в которые я не верю, которые не меняют мир, и их цель просто обогащение и простейшее потребительское удовлетворение — это не моё! После завершения этих проектов я прихожу домой и думаю, на что я трачу свою жизнь? Мне хочется работать с гуманитарными и социальными проектами. Например, верю в деятельность компании Airbnb, для них с удовольствием сниму именно рекламный ролик, в то время как для FMCG (товаров широкого потребления) я, наверное, не хотела бы в будущем снимать. Другое дело, музыкальные клипы — когда любишь артиста, его песни, снимать и придумывать одно удовольствие. В клипах ты продаёшь идею, новый мир, ощущение человека, который написал музыку.
О трендах в видеорекламе
Стоит отметить сторителлинг: компании стали всё чаще обращаться к формату короткого метра, историям с персонажами, когда продукт играет косвенную роль или просто присутствует как атрибут созданного в видео мира. Есть тренд на постсоветскую культуру и пространство, по крайней мере, в прошлом году многие спортивные бренды использовали эстетику наших многоэтажек, бритые головы, футбольные коробки. Стилизация под VHS, формат 3:4 — это визуальный тренд, который сейчас, как мне кажется, на пике, но надеюсь, что он спадёт, потому что он и к месту, и не к месту сейчас используется, это такая ода поколению 80-90-х годов, поколению MTV. Безусловный тренд — работа с лидерами мнений в интернет — блогерами. Сейчас у многих клиентов не стоит маркетинговой задачи, они просто говорят: «Мы хотим ролик с блогером».
Мне кажется, очень важно думать о рекламе более глобально, чем просто о создании ролика, потому что с развитием медиа и технологий, фокус стимулирования продаж сместится с ТВ и медиа на носимые гаджеты, которые будут отслеживать аудиторию по геолокации, по соцсетям знать поведение и потребности аудитории. Таргетированная реклама будет настолько точной, что видео как жанр может остаться только в имиджевой рекламе.
О сборе мусора
У меня есть хобби, если это можно так назвать. Я сортирую мусор и отвожу на переработку. Я — человек, который любит организовывать пространство вокруг себя, структурировать информацию, составлять таблички, писать по часам планы на отпуск, я такой человек-табличка, но с мусором ситуация была больше эмоциональной, чем рациональной. Я посмотрела маленький документальный фильм i-D с участием Фаррелла Уильямса, о коллекции из переработанного пластика, увидела плавающие острова мусора в океане, и поняла, что хочу узнать, сколько мусора произвожу я. Провела эксперимент, обнаружила, что за неделю скапливается почти четыре мешка пластика и упаковки, и начала относить такой мусор на переработку. Сейчас я начала немного вовлекать в это своих друзей, снимать об этом Stories, рассказывать. Возвращаясь к рекламе — это как раз пример того, что я хотела бы снимать, такие ролики действительно влияют на людей и меняют их.
Познакомиться с работами Полины Варфоломеевой на varpholomeeva.info.
Автор текста — Карина Ревякина
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале