— Пожалуй, я не единственный русский турист, приехавший в Париж и сразу задавший себе вопрос: «Ну и где, собственно, этот парижский шарм, который уже не первое столетие покоряет всех, начиная от деятелей культуры и заканчивая большевиками-революционерами?». Алексей Шелепов путешествует по улицам, музеям и паркам Парижа.
Действительно, с первых мгновений Париж наваливается скорее своим урбанизмом и перебором с мультикультурностью, чем эстетской блистательностью. Но уже через день этот город покоряет вас. Он не удивляет и не поражает, а начинает пьянить, как легкое вино, и уже потом, вместо похмелья, оставляет вам ностальгические и очаровательные воспоминания.
Отложим лирику. На третий день я понял, что очень неплохо ориентируюсь в историческом центре города. Предпринятая попытка специально заблудиться, хотя и принесла много забавных открытий, продлилась недолго. Средовая навигация является частью городского ландшафта и спроектирована безупречно.
Так оформлена сервисная навигация в саду Тюильри.
Вполне изящные и понятные решения. Но удивляет другое: нет никаких антивандальных средств защиты у конструкций, которые расположены в городском парке. Впрочем, настолько же грамотно, уместно и понятно сделана навигация и в других исторических парках. Например, Версаль.
Фонтенбло
Музей д’Орсэ. Белая чистая плоскость разрезает прибрежную улицу Сены
Не менее изящно оформлены интерьеры музеев. Особенно интересно увидеть, как решения современного оформления работают в насыщенной культурно-исторической среде. Картинная галерея Оранжери: полотна импрессионистов и постимпрессионистов в соседстве с современной типографикой.
Основная беда почти всех наших музеев заключается в том, что экспозиции с экспонатами и информационно-техническая среда здания самого музея находятся в двух полярных культурных измерениях. К сожалению, о наличии фирменного стиля у наших заведений культуры говорить не приходится, учитывая их финансовое состояние и «усилия» государства. Это не упрек коллективам музеев.
Изящная и удобная навигация Лувра сама по себе художественная ценность. А книжный бутик под стеклянной пирамидой, своим огромным количеством безупречно спроектированных и качественно напечатанных альбомов, может показаться издательскому дизайнеру музеем в музее.
Фотосъемка без вспышки в музее разрешена. Фототрафеи Лувра.
Музей Огюста Родена — приветливая и уютная усадьба на улице Варенн, в которой вы почувствуете себя не посетителем, а скорее желанным гостем.
В таком вот состоянии пребывает потолок музея. Кстати, это здание XVIII века, в котором до 1812 располагалась резиденция русского посла.
Это не халатность или пренебрежение. Музейный комплекс в идеальном состоянии: в парке прекрасные застекленные павильоны, ухоженные фонтаны и газоны, стильный ресторанчик. Но, открытые окна с деревянными оригинальными рамами без сигнализации и решеток, обшарпанный потолок, поскрипывающий паркет — это и есть душа особняка. Она хранит оригинальную атмосферу мастерской Родена. К тому же, здесь жили в разное время танцовщица Айседора Дункан, живописец Анри Матисс, поэт Жан Кокто.
Вполне авторские графические работы можно встретить не только в музеях, но и в обычных ресторанах. Например, абсолютно рукопашная, живая каллиграфия на стенде меню ресторанчика Берже (кстати, улитки — вполне приличная, на мой вкус, закуска).
Или — работница бара сама пишет достаточно ровно на стекле рекламное сообщение. Всё читается и выглядит вполне аккуратно, а главное — никому не приходит в голову набрать объявление Таймсом (а ещё «лучше» Адверготиком), затем распечатать, засунуть в мультифорку и приклеить скотчем. Подобные решения почему-то не встречаются, как впрочем, не встречается, и то, что в России вкладывают в понятие «евроремонт». В самой Европе такие «проекты» воспринимаются не столько, как отсутствие вкуса у заказчика, а скорее, как отсутствие совести у проектировщика.
Поэтому коммерческая графика, средовая реклама, оформление витрин и интерьеров представляют собой отдельный культурный пласт. Он визуально очень активный и очень разный, но в тоже время аккуратно вплетен в историческую ткань города. Нигде вы не встретите трассовых модулей. Зачем они у нас торчат в каждом газоне? Даже очень дерзкие и громоздкие рекламные проекты всегда продуманы и учитывают контекст и пропорции среды.
Если задуматься, на улицах Барнаула раздражает не количество рекламы, а скорее крайне низкое её качество, неуместность и нездоровая активность. На проекты фасадного оформления большинства наших магазинов и ресторанов без содрогания смотреть не получается. В Европе от подобной «чумы» давно найдено решение: все вывески делаются «под карниз» и подчинены четким регламентам, ограничивающим габариты. Что, впрочем, не ограничивает оригинальность решений.
Крупный торговый павильон Apple вообще заменил вывеску флагом и лайтбоксом с фирменным яблоком. МсDonald’s почему-то в Париже зеленый, а не красный.
В общем, чтобы сохранить визуальную экологию своего города, главным правилом у чиновников, рекламистов и дизайнеров должно быть: не навреди.
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале