\ Париж. Пленэр без этюдника
Персоны

Париж. Пленэр без этюдника

26.05.2011
Количество просмотров: 2339

— Пожалуй, я не единственный русский турист, приехавший в Париж и сразу задавший себе вопрос: «Ну и где, собственно, этот парижский шарм, который уже не первое столетие покоряет всех, начиная от деятелей культуры и заканчивая большевиками-революционерами?». Алексей Шелепов путешествует по улицам, музеям и паркам Парижа.

Действительно, с первых мгновений Париж наваливается скорее своим урбанизмом и перебором с мультикультурностью, чем эстетской блистательностью. Но уже через день этот город покоряет вас. Он не удивляет и не поражает, а начинает пьянить, как легкое вино, и уже потом, вместо похмелья, оставляет вам ностальгические и очаровательные воспоминания.

Отложим лирику. На третий день я понял, что очень неплохо ориентируюсь в историческом центре города. Предпринятая попытка специально заблудиться, хотя и принесла много забавных открытий, продлилась недолго. Средовая навигация является частью городского ландшафта и спроектирована безупречно.

Так  оформлена сервисная навигация в саду Тюильри.

Вполне изящные и понятные решения. Но удивляет другое: нет никаких антивандальных средств защиты у конструкций,  которые расположены в городском  парке. Впрочем, настолько же грамотно, уместно и понятно сделана навигация и в других исторических парках. Например, Версаль.

Фонтенбло

Музей д’Орсэ. Белая чистая плоскость разрезает прибрежную улицу Сены

Не менее изящно оформлены интерьеры музеев. Особенно интересно увидеть, как решения современного оформления работают в насыщенной культурно-исторической среде. Картинная галерея Оранжери: полотна импрессионистов и постимпрессионистов в соседстве с современной типографикой.

Основная беда почти всех наших музеев заключается в том, что экспозиции с экспонатами и информационно-техническая среда здания самого музея находятся в двух полярных культурных измерениях. К сожалению, о наличии фирменного стиля у наших заведений культуры говорить не приходится, учитывая их финансовое состояние и «усилия» государства. Это не упрек коллективам музеев.

Изящная и удобная навигация Лувра сама по себе художественная ценность. А книжный бутик под стеклянной пирамидой, своим огромным количеством безупречно спроектированных и качественно напечатанных альбомов,  может показаться издательскому дизайнеру музеем в музее.

Фотосъемка без вспышки в музее разрешена.  Фототрафеи  Лувра.

Музей Огюста Родена — приветливая и уютная усадьба на улице Варенн, в которой вы почувствуете себя не посетителем,  а скорее желанным гостем. 

В таком вот состоянии пребывает потолок музея. Кстати, это здание  XVIII века,  в котором до 1812 располагалась резиденция русского посла.

Это не халатность или пренебрежение. Музейный комплекс в идеальном состоянии: в парке прекрасные застекленные павильоны, ухоженные фонтаны и газоны, стильный ресторанчик. Но, открытые окна с деревянными оригинальными рамами без сигнализации и решеток, обшарпанный потолок, поскрипывающий паркет — это и есть душа особняка. Она хранит оригинальную атмосферу мастерской Родена. К тому же, здесь жили в разное время танцовщица  Айседора Дункан, живописец Анри Матисс, поэт Жан Кокто.

Вполне авторские графические работы можно встретить не только в музеях, но и в обычных ресторанах. Например, абсолютно рукопашная, живая каллиграфия на стенде меню ресторанчика Берже (кстати, улитки —  вполне приличная, на мой вкус, закуска).

Или — работница бара сама пишет достаточно ровно на стекле рекламное сообщение. Всё читается и выглядит вполне аккуратно, а главное — никому не приходит в голову набрать объявление Таймсом (а ещё «лучше» Адверготиком), затем распечатать, засунуть в мультифорку и приклеить скотчем. Подобные решения почему-то не встречаются, как впрочем, не встречается, и то, что в России вкладывают в понятие «евроремонт». В самой Европе такие «проекты» воспринимаются не столько, как отсутствие вкуса у заказчика, а скорее, как отсутствие совести у проектировщика.

Поэтому коммерческая графика, средовая реклама, оформление витрин и интерьеров представляют собой отдельный культурный пласт. Он визуально очень активный и очень разный, но в тоже время аккуратно вплетен в историческую ткань города. Нигде вы не встретите трассовых модулей.  Зачем они  у нас  торчат в каждом газоне?  Даже очень дерзкие и громоздкие рекламные проекты всегда продуманы и учитывают контекст и пропорции среды.

Если задуматься, на улицах Барнаула раздражает не количество рекламы, а скорее крайне низкое её качество, неуместность и нездоровая активность. На проекты фасадного оформления большинства наших магазинов и ресторанов без содрогания смотреть не получается. В Европе от подобной «чумы» давно найдено решение: все вывески делаются «под карниз» и подчинены четким регламентам, ограничивающим габариты. Что, впрочем, не ограничивает оригинальность решений.

Крупный торговый павильон Apple вообще заменил вывеску флагом и лайтбоксом с фирменным яблоком. МсDonald’s  почему-то в Париже зеленый, а не красный.

В общем, чтобы сохранить визуальную экологию своего города, главным правилом у чиновников, рекламистов и дизайнеров должно быть: не навреди.


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале