\ Настя Шастина: «Все вокруг говорят про деньги»
Персоны

Настя Шастина: «Все вокруг говорят про деньги»

17.02.2016
Количество просмотров: 3493

В 2013 Рекпортал познакомился с новосибирским агентством бренд-коммуникаций «Завод». Прошлый год стал для агентства переломным, оно превратилось из креативного в коммуникационное.

Настя Шастина — о прибыли, плане и смене экономической модели.

Завод1

— Все вокруг говорят про деньги. Ну что ж, устраивайтесь удобнее. Год назад я начала воспринимать свой 6-летний бизнес всерьез. Шесть. Лет. И. Все. В. Плюсе. Кажется, что-то пошло… так. Оборот агентства в кризисном 2015 году вырос на 10% по сравнению с 2014 годом, и на 86% по сравнению с 2013. Прибыль выросла на 17%. Мы выполнили план на 91%, а если учитывать все завершенные (но неоплаченные) проекты, то на 102%. Да, план был борзым, но мы подобрались к этому Монблану вплотную.

В 2015 году почти половину прибыли нам принесла разработка дизайна (47%), 31% — организация событий (в основном мероприятия для журналистов или городские опен-эйры). На третьем месте – размещение в СМИ (15% прибыли).

Высокорентабельными направлениями в нашем случае являются собственные разработки – стратегия продвижения, аудит бренда, мониторинг СМИ. Но по объему прибыли выполненные проекты (при всей их о-боже-рентабельности) пока вообще не идут в сравнение даже с медийкой. Я думаю, как развивать такие проекты – они отлично нивелируют сезонные скачки по выручке.

А пока наблюдаю второй год, как события и медийка набирают обороты, и уверена, в следующем году они потеснят дизайн. Таким образом, трансформация в коммуникационное агентство из креативного завершится. Креатив теперь как опция.

Завод 2

Какие изменения в экономической модели агентства это диктует? Нужно еще больше оборотных средств. Мы размещаем рекламу клиентов и организуем их события в большинстве случаев по постоплате. Это главный сдерживающий фактор для бурного развития. Никакого свободного капитала нет, мы «играем» на свои. Чтобы перейти в другую весовую категорию и зарабатывать больше денег, нам нужны деньги. Чтобы быть допущенными к большим проектам, нам надо в первую очередь потянуть их финансово. До сих пор наш единственный путь роста – реинвестирование. Но это долгий путь. В период наплыва заказов вполне может случиться так, что деньги из оборота доставать нельзя. Никакие. Вообще. Естественно есть обязательные платежи (аренда, зарплаты, налоги), это не обсуждается, но вот личная зарплата и тем более дивиденды – необязательные платежи. Мои нервы уже как сталь (я только один раз за весь год слопала ведро мороженного, на 27% разбавленного крокодильими слезами, в остальное время контролировала эмоции).

Посчитать упущенную прибыль нет никакой возможности, она приличная. В какой-то момент мы перестали принимать новые заказы. Главным образом из-за отсутствия возможности их кредитовать.

Завод3

И все же именно в этом году у меня возникло ощущение, что Завод переживает перерождение. Перед этим со мной приключился кризис. Все банально – устала, перестала видеть смысл в том, что делаю. Вырабатывала гигатонны душевного топлива, чтобы совершать даже крошечные действия. Ежедневно шла от метро до офиса, и думала, что на самом деле иду на персональный эшафот. Прежний формат себя изжил, а путей развития я просто не видела. Куринная слепота. А в начале 2015-го решение нашлось. И все завертелось с еще большей интенсивностью. Я предложила ключевому сотруднику Стасе стать партнером и исполнительным директором. Одной головы мне уже не хватало. И рук мне тоже не хватало. Прошел этап, когда можно было быть одновременно и менеджером проекта, и его исполнителем. А еще быть менеджером всего агентства. Пришла пора уйти из клиентских проектов. Пришла пора делегировать часть решений кому-то. Непросто было все: и отдать часть агентства, и нанимать новых сотрудников, и перестать включаться в клиентские проекты. Но я знала, что если не выберусь из колеи, без амбициозной цели, я далеко не уеду.

Сферы  интересов в 2016 году: система оплаты труда и мотивации в рекламных агентствах; выход в новые регионы Сибири, решение задач клиентов на макро-уровне; продвижение агентства, повышение узнаваемости, оптимизация сайта. Повышение финансовой и экономической грамотности – нигде не изучала, ни в школе, ни в институте, ни в семье. Долгие истории про MBA мне уже не подходят, я уже в игре. Уход от оперативного управления в стратегическое. И беда в том, что в моем ближайшем окружении катастрофически мало предпринимателей, я остро-преостро нуждаюсь в наставниках, в свежем взгляде. А еще чертовски нуждаюсь в «кухонных» консультациях, так много решений находится просто при проговаривании вслух.

Завод 4

Автор – Настя Шастина


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале