Команда Студии МартДизайн выступила на XI Виски-брейке в студии «Сибирикс». Арт-директор Николай Запорожский, продюссер Аня Кармишина, дизайнер Егор Гулиев поделились технологиями создания дизайна и методами его продаж клиентам.
Николай Запорожский: «Сегодня наши компетенции вышли далеко за формат «дизайн-студия», но мы остаемся верны концепции дизайна – делать жизнь лучше».
Аня Кармишина: «Дизайн нужно аргументировать, а это не так и легко. Чем больше у вас зацепок с клиентом с самого начала, тем конструктивнее будет дальнейший диалог».
Егор Гулиев: анекдот от Петра Банкова про молодого человека, который пришел к пластическому хирургу и просит пришить себе пенис на лоб. «Зачем?», – спросил врач. Отвечает: «Ну, во-первых, это к-к-красиво». Анекдот живописно характеризует взаимоотношения с клиентами. Спрашиваешь клиентов: «Ребята, зачем?». Отвечают: «Ну, во-первых – это красиво».
Прийти к счастью
Процессы в студии максимально ориентированы на то, чтобы понять клиента, изучить среду, выдать решение и прийти к счастью – общему взаимному удовлетворению.
Изучение клиента
Стандартного брифа нет, есть интервью. Почему? Отправляется клиенту бриф, он с официального сайта «копипастит» и сообщает: «Мы динамично развивающаяся кампания, бла-бла-бла». И как с этим работать? Поэтому личная беседа дает большее представление о задачах и проекте. Вопросы задаем самые разные, иногда совсем неожиданные: «Какой фильм ассоциируется с вашей компанией? А музыка?».
Эмоциональные установки
Стараемся максимально вытащить из клиента его внутренние эмоциональные установки по продукту, услуге или компании. Для проекта с торговым центром «Сибирский Молл» выбирали из установок – «домашний», «свойский», «комфортный», «яркий», «меняющийся», «легкий».
Визуальный бриф: «Вы одуванчик?»
Переводим эмоциональные установки в визуальные образы. Это дает эффективную методику, когда образы или картинки перекладываются на компанию, по реакции клиента видно, попадает картинка в ощущение компании или нет. Например, слово «легкий» выражается в «одуванчике», «домашний» – в вязаных вещах. С одной стороны, пытаемся найти образ, с другой – хорошо, что клиент говорит и общается, ты не сидишь и не пытаешься растормошить его вопросами.
Цветовой спектр: «Хотите выделиться среди зеленых яблок…»
Переходим к изучению конкурентной среды: смотрим айдентику, сайты, рекламные кампании конкурентов. После этого используем такой инструмент, как цветовой спектр, подсмотрели у Петра Банкова. Это цветовая карта, где в спектре раскладываются цвета айдентики компаний-конкурентов. В случае с центром «Сибирски1 Молл» оказалось, что у всех конкурентов логотипы яркие и разноцветные, они заполонили весь цветовой спектр. Мы клиенту показываем эту наглядную картинку и решаем выбрать для «Молла» один цвет – красный. Аргумент – хотите выделиться из зеленых яблок, будьте оранжевой апельсинкой.
Кто аудитория?
Если клиент на вопрос: «Кто наша аудитория?», отвечает: «Ну, все!», тогда приходится с этим бороться. Аудитория — это не М/Ж, 50/50, а реальные люди. Определить ее проще, когда ты представляешь конкретного человека. У Алана Купера есть технология создания персонажей, которые наделяются характерами, историями из жизни. Это позволяет визуализировать и понять человека, для которого работаешь, оценить стилистические характеристики среды. ЦА – это различные ребята, у них привычки, потребности, предпочтения, пристрастия, кто-то пьет «Активиа», кто-то Хайнекен, кто-то едет на БМВ, кто-то – на Ладе Калине.
Презентация концепций с вовлечением
Приходит клиент на презентацию, он весь серьезный, ему надо принять важное решение, если он примет неправильное решение, то компания рухнет, разорится – все плохо. И он сильно переживает, еще у него галстук, он ему давит. Он нервничает. Это нормально. Наша задача на презентации, во-первых, клиента расслабить. Во-вторых, сделать так, чтобы идею, которую вы ему даете, клиент на кончиках пальцев донес-донес и сам придумал. Пример, годовой отчет для «Сибирьтелекома».
Мы предлагаем концепцию «Быть на связи, быть online, быть на линии, связь между людьми». Основной концепт – линия, которая идет, не прерываясь по всем страницам. Мы поняли, что не сможем ее продать, потому что нет картинок. Что сделали? Взяли синие маркеры, листы бумаги, с двух сторон обозначили две точки. Раздали маркеры и говорим: «Дорогие друзья, нужно соединить эти две точки». Они призадумались и стали вырисовывать. Собираем листы, соединяем их вместе, объявляем: «Для Сибирьтелекома – главное быть на связи». Они как увидели, что линия, которую генеральные директор начал, другие продолжили, сразу предложили контракт на три года.
На презентациях концепций клиенты голосовали у нас яблоками и грушами, играли в M&M’s, клеили наклейки на карты Москвы и Новосибирска и ели пирожные – к каждому нужен свой подход. Концепция принимается – так мы и приходим к счастью.
Работы, про которые говорили
Лето разного цвета. Рекламная кампания для «Сибирского Молла»
Приятно быть умным.Е2Е4. Магазины компьютерной и цифровой техники
Цитаты от Студии МартДизайн:
К вопросу о дизайнерских услугах. Делать хреновый проект, прям такой, чтобы провальный – это очень жестко. Приходят заказчики и говорят: «А не сделаете вы нам так же хреново, как вот тем?». Поэтому правило простое – каждый проект должен быть классным.
Я считаю, что все люди дизайнеры, поэтому программисты тоже дизайнеры. И та и другая работа интеллектуальна.
Стратегии может быть две: ты сидишь, фигачишь. Клиент говорит: «Не так. Давай поиграем цветами, шрифтами». Другой подход – изучаем клиента, думаем, готовим анализ. И когда клиент говорит: «Давай другой шрифт поставим?». Мы отвечаем: «Вот вернемся к анализу».
Дизайн – это шоу, эмоциональная сфера деятельности. Поэтому и работать нужно соответственно. Каждая презентация должна быть шоу.
Мы иногда отказываемся от проектов, когда понимаем, что у нас разные картины мира с клиентами.
Бацилла Мартдизайна в том, что ты сидишь на работе, половина двенадцатого ночи, а вроде и уходить не хочется.
Какие книжки почитать? Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот». Для дизайнера важен широкий кругозор, понимание культуры, источники вдохновения. Приходят дизайнеры из нашего института искусств. Спрашиваем: «Что вам преподают на занятиях?». Отвечают: «Мы рисуем в фотошопе трубу» или «Изучаем фильтры в Фотошопе». Ребята, дизайн совсем не про то.
Краткая справка: работают с 2003 года, находятся в Новосибирске, занимаются разработкой и развитием брендов, комплексными визуальными коммуникациями, созданием сайтов. В студии 12 человек, свыше 200 проектов.
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале