Эркен Кагаров, арт-директор Студии Лебедева, преподаватель Высшей академической школы графического дизайна, консультант главного архитектора Москвы — о дизайне городской среды.
Эркен Кагаров дал это интервью журналу «Афиша». Рекпортал публикует выдержки с комментарием г-на Кагарова.
Сейчас город не обращается к дизайнерам в принципе. Организации, которые отвечают за состояние городской среды, — то, что называется ЖКХ, — не связаны не то что с дизайнерами, они почти не связаны с проектной деятельностью в принципе. Они связаны с ремонтом, починкой, с асфальтированием, установкой урн и так далее. О современном подходе к проектированию среды, который даже не у всех профессионалов присутствует, уже не приходится говорить.
Современный подход — это применение опыта других стран мира. Например, принцип минимизации плоских поверхностей помогает в защите городских объектов от вандализма. Чем больше плоских поверхностей в городе — тем больше могут приклеить объявлений. А на расчистку, ремонт тратится много денег. Выгоднее придумать такой дизайн, при котором сложнее что-то поломать, закрасить или заклеить.
У нас же обычно считают, что чем дороже работа проектировщика, тем хуже. Пример из Петербурга. Там до сих пор сохранилось что-то западническое, что заложил еще Петр. Я помню, как в городе спорили и критиковали проект по мощению тротуаров гранитом. Действительно — дорого. Но они это сделали один раз — и я не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы он сломался? А бетонные бордюры, которые рядом с моим домом поставили в прошлом году, уже разрушились. Хоть их и покрасили зеленой краской.
Вопрос не в цвете бордюров, а в абсурдности ситуации. Неправильно используются материалы и технологии. Дело в отношении к городской среде как к чему-то очень простому и требующему разве что починки. А не переосмысления и планирования, причем планирования на высочайшем уровне. Почему-то никто не связывает инвестиции в тротуары и, например, деньги на образование людей, которые потом эмигрировали из-за того, что в России плохо жить. Зато огромные деньги тратятся на имидж России. Но людям обидно жить в сельпо, причем в покосившемся.
Главная проблема в разработке регламента для внешнего вида улиц — это проблема, характерная для всех российских городов: хаос с рекламой, с вывесками, с визуальной коммуникацией в принципе. В этом нет ничьей злой воли, просто все заинтересованы в продвижении себя, в том, чтобы его вывеска была заметна. Но когда все одновременно начинают говорить или кричать — возникает шум. В большинстве городов Европы, во многих городах Северной Америки существуют довольно подробные руководства, иногда очень жесткие, которые описывают, как можно размещать вывески или рекламу. В особенности в историческом центре, в туристических местах. Сейчас речь идет о базовых универсальных правилах. Например, что вывеска должна размещаться только между первым и вторым этажом, а не над пятым, шестым, седьмым. Или что окна первых этажей не должны быть закрыты рекламой, а должны быть витринами. Понятно, что при таком планировании будут люди, которым придется свою вывеску сделать скромнее. Они будут недовольны. Но для всей торговой улицы, для всего города и для всего бизнеса это будет лучше. Город не будет превращаться в свалку.
Заказчиком дизайна городской среды должно быть государство. Это иллюзия, что на Западе капитализм все сам естественным образом устроил. Великобритания с 60-х годов поддерживала дизайн на государственном уровне. Британский совет по дизайну собирался под руководством Маргарет Тэтчер! Все помнят про «железную леди», но никто не хочет перенимать этот ее опыт. Все говорят: «Зачем дизайн в России развивать? Это бессмысленно, мы не умеем, не можем, и вообще дизайн не нужен нашей экономике — у нас есть трубы большого диаметра, лес и нефть».
Опыт Перми показал, что культурные изменения могут быть фактором изменений социальных и даже экономических. Например, отъезд людей, уменьшение города удалось остановить. Пермь была городом-миллионником, потом выпала из этого списка, а сейчас опять вернулась. Убыль сменилась на очень маленький, но рост — так было по крайней мере в 2011 году. Я был в Перми недавно: качество визуальной коммуникации театров, государственных организаций, бизнеса в среднем выше, чем в Москве. Именно в среднем, но этот уровень и формирует среду.
Комментарий
«Я очень рад, что тема формирования городской среды сейчас стала актуальной. Это дает надежду изменений к лучшему, пусть и не моментальных. Понимаю, что не всем этот вопрос кажется первостепенным, однако, оставив его на потом, можно потерять будущее. Просто самые талантливые, самые богатые, самые сложноорганизованные люди уедут туда, где жизнь комфортнее и радостнее».
Источник — rekportal.ru
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале