В июне директора по развитию сети «Грильница» Максима Тушкова пригласили на лекцию в АлтГУ в рамках проекта #можноВСЁ от «Билайн».
Максим пришёл не с пустыми руками, он принёс с собой фирменную пиццу. И пока студенты её поглощали, рассказал о компании, конкурентах, мечте и больших целях.
— Факторы успеха сети в том, что мы сфокусированы на трех моментах — вкус, качество, цена. Рецептуру отрабатывали около года, чтобы кухня была вкусной. Случались ошибки, многое не получалось, работали в ноль. Это очень тяжело, но была мечта — сделать качественный продукт. Она и сейчас есть. Только что у нас появился директор по продуктам, он отвечает за улучшение качества, занимается рецептурой, маркетингом, упаковкой. Сейчас у нас огромный цех — 800 квадратов, где мы отгружаем в день около полутонны филе охлажденной курицы. А цену держим на грани маржинальности.
Формат — шаурма не из ларька
Сегодня сеть быстрого питания «Грильница» — это 6 ресторанов в Барнауле и один в Бийске. Как сказал Максим, для себя они решили называть сеть именно ресторанами, а не закусочными или забегаловками. Меню составили из хитов всего мира: арабская шаурма, итальянская пицца, китайская лапша, японские роллы, мексиканская кесадия. Лидер в рознице — шаурма. Она занимает 80%, пицца и роллы — 20%.
— Формат у нас какой? Люди захотят, могут посидеть, а не просто подошли к ларьку и им в окно выложили шаурму, которая непонятно как готовилась. Мы убрали стену и сделали открытую кухню, чтобы у клиентов убрать страх и непонимание — что там делают, из чего готовят? Теперь клиент все видит сам: вот он повар, он работает в форме и перчатках, оборудование и кухня чистые.
Есть сейчас проект по здоровому питанию, где мы планируем сделать особую линейку продукции. Хотя и сама шаурма не вредная. Многие фитнес-тренеры едят у нас. Как-то вечером встречаю своего тренера у нас с шаурмой. Спрашиваю его: «Ты что тут делаешь?». Он говорит: «Яяя… У меня разгрузочный день».
Корона и конкуренты
По словам Максима Тушкова, с названием и фирменным стилем не заморачивались: проснулись и наобум решили — будем называться «Грильница». По задумке дизайнеров, в логотипе выделили окончание «ГрильниЦА», на основе ассоциации с «царь», «царская», и буквы обрамили короной. После недавнего ребрендинга, корона перекочевала в новый логотип. Сейчас идет масштабная перезагрузка: меняется интерьер, вывески, мебель.
Разговор с Максимом продолжает вопрос о конкурентах, на который спикер отвечает философски, но и вполне прагматично:
— У нас установка такая: самый главный наш конкурент — это мы вчерашние. Внутренняя задача компании постоянно улучшаться, когда действуешь так, тебя не может догнать ни один конкурент. Потому что мы сфокусированы сами на себе и улучшаем себя. Есть такой закон природы — на чём ты фокусируешься, то и растёт. В Барнауле мы не смотрим вообще ни на кого. Потому что у нас большая цель — построить международную компанию.
Большая цель с мурашками
От больших целей компании Максим Тушков перешел к самообразованию и целям по жизни. На днях он записался на курсы по скорочтению, потому что сейчас на его планшете параллельно загружено 8 книг — читать не успевает и это проблема.
Что касается спорта: долгое время ходил на тренировки, результата не было никакого и перестало быть интересным. Все потому, что не было цели.
— Что значит большая цель? Она должна быть такая, что даже в голове не укладывается. Это просто нереально! Она должна вызывать мурашки и вдохновлять. Например, теперь я для себя поставил цель — пройти соревнования по триатлону Ironman: в течение дня заплыв, велогонка и марафон 42 км. Это в голове не укладывается. Я когда это представляю у меня мурашки. Нужно 3 года тренироваться, пока я начал, а просто ходить в зал и фигуру поддерживать.
Мотивированная утка или орел?
За один час лекции, которая на лужайке, перед корпусом АлтГУ, студенты успели спросить Максима Тушкова о многом. Говорили и о том, почему сегодня не нужны хорошие сотрудники и какие нужны.
— Сейчас рынок высококонкурентен и скорость жизни высока. Если ты просто развиваешься, то по меркам течения жизни ты стоишь на месте, ничего не происходит, а если ты не развиваешься, то откатываешься назад. Хороший сотрудник — это тот, кто просто выполняет свою работу, работает в рамках функционала. Такие сотрудники — это ноль: один ушел, завтра на его место пришел другой — ничего не поменялось.
Есть отличные сотрудники. Это люди, которые делают больше, чем от них ожидают, создают wow-эффект. Но, если хотите получить от жизни всё, надо быть великолепными сотрудниками. Их всего 1 %. Они работают на грани своих возможностей, органично сливаются с компанией, горят идеей и любят то, чем занимаются. У руководителей нет возможности не заплатить им, они сами хотят им платить.
На вопрос о мотивации сотрудников Максим ответил образно: «Утку сколько не мотивируй, она орлом не станет никогда. Получится мотивируемая утка. А орла не надо мотивировать. Великолепные сотрудники сами себя мотивируют. Со временем они вырастают из организации, ничего в этом страшного нет».
Цитаты с лекции
«Бизнес — это спорт»
«Основная задача правильного бизнеса — зарабатывать деньги и расти. Деньги — эквивалент пользы и благодарность клиентов».
«Шаурма везде продается, а ты думай, какую пользу приносишь людям».
«Важно заходить на рынок, когда он готов. Важно не быть первым, а быть вовремя».
«Самый беспроигрышный вариант заниматься тем, что горит. Действовать не на основе денег, а от чего кайф получаете».
«Компании уходят с рынка лишь потому, что не хотят развиваться и применять новые технологии. Их вытесняют более продвинутые конкуренты».
Авторы — Анастасия Булатова, Лада Шевкунова
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале