Персоны

Италия. История с картинками

12.04.2010
Количество просмотров: 2324

Алексей Шелепов побывал на родине «антиквы». Увидел, что почти вся реклама в Италии спроектирована с учётом среды и откровенно дилетантских работ очень мало.

И понял, что каждый рекламист или дизайнер, работая со средовым объектом, должен придерживаться врачебной заповеди — не навреди.

— Рекламы в городах Италии, конечно, немало, но нашего родного «рекламного варварства» я нигде не встретил. Ни в жилых кварталах, ни на междугородних трассах, ни на вокзалах, тем более, его нет в исторических и культурных центрах. Впрочем, в аэропорту Римини попался мне на глаза один модуль с запредельным уровнем китча. Это была реклама местной мебельной фабрики на русском языке. То ли заказали проект в России, то ли специально сделали с погрешностью на наш менталитет. Что заметно — рекламные носители не страдают гигантизмом, модулей 3х6 м просто нет. Хотя отдельные экспонаты встречаются.

Вот, например, очень приличный по размерам (да, кстати, и по дизайну тоже) рекламный баннер на площади Сан Марко. Реклама расположена в центре Венеции на фасаде исторического здания, но раздражения не вызывает. Почему? Думаю, наши рекламные деятели это смогли бы быстро «исправить».

К чему это я? Дело в том, что почти вся реклама в Италии спроектирована с учётом среды и откровенно дилетантских работ очень мало. Врать не стану, далеко не вся реклама — шедевры. Но уровень визуальной экологии очень высокий. Например, в Сан-Марино рекламы я просто не нашёл. Но везде на улицах попадаются изумительные скульптуры и арт-объекты.

Конечно, в Италии есть Ikea и McDonaids но вывески магазинов везде гармоничны и соразмерны фасаду здания. Причина тому, законодательное ограничение их размеров. Пожалуй, это опыт, который нам давно пора перенять у европейцев. Вот так аскетично и благородно выглядит большинство магазинов Флоренции.

Даже у местных вандалов иногда совсем неплохой вкус.

Рестораны обязаны выставлять своё меню перед входом. Некоторые заведения выставляют его на улицу вместе с натуральными ингредиентами пиццы

Пиннокио тоже — флорентиец. Так же как Данте, Медичи, Россини, Галилей, Микеланджело, Ботичелли и, кстати, почти все итальянские современные кутюрье.

Всем известно, что московский Кремль построили итальянцы. Но и наши соотечественники тоже участвовали в возведении шедевров Итальянского зодчества. Фамильный герб Демидова на фасаде собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо)  в знак благодарности за  «спонсорскую» помощь.

Особое удивление вызывают таблички с названиями улиц на домах – высеченная  в камне «антиква». И это во всех городах, где я был. Вот, например, табличка (если так можно назвать мраморную плиту) в городе Пиза.

Италия — родина «антиквы».  Впрочем, как и всей графемы латинских прописных литер. Одной из основных целей моего визита в Рим, было как раз посещение «типографического первоисточника» — колонны Трояна. Это монументальный «документ», сохранивший древнейший образец  римского капитального шрифта.

Современные наследники древнеримских «верстальщиков» тоже очень изящно и грамотно работают со шрифтом. Экспозиция скульптуры эпохи императора Веспасиана в Римском форуме.

Печальное сравнение: недавно я ходил с дочкой в наш краеведческий музей. Меня не покидал один вопрос — почему нельзя НОРМАЛЬНО подписать экспонаты? Кстати, вот ещё один пример – фасадная вывеска музея в Ватикане.

И теперь сравните с вывеской барнаульского музея «Город». Напрашивается один простой вывод: каждый оформитель, рекламист или дизайнер, работая со средовым объектом должен придерживаться врачебной заповеди — не навреди. Казалось бы, секрет прост, но почему-то для большинства сотрудников нашего рекламного цеха он недосягаем. А вот ступеньки в Ватиканских коридорах  действительно крутые.

Средневековые улочки Перуджи (да, да пирожные именно оттуда). Если посмотреть наверх, никогда не скажешь, что это заполненная магазинами улочка. Где, спрашивается, здоровенные баннеры на стенах, лайтбоксы или чудовищные перетяжки? Их нет.

Конечно, это бережно сохраняемый исторический центр. Но почему для нас барнаульцев, улица имени Толстого не является частью истории нашего города? Почему площадь Октября для нас не является территорией культуры? Неужели кормушка для нескольких рекламщиков и чиновников нам дороже эстетики собственного города?

Как-то раз  Денис Воробьёв мне с маэстро Филатовым сказал: «Когда художники умирают, они потом рисуют небо». Денис, наверное, был прав. Такого живописного неба как в Италии я ещё не видел нигде. Я не знаю, почему так?»

=2096


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!