За годы практики преподаватель АлтГУ Людмила Комиссарова выяснила, что студента определяет четыре слагаемых: способности, трудолюбие, мотивация и самооценка.
— Про способности меня не спрашивайте, я не знаю, откуда их берут: папамама, Бог, карма или что еще. Но факт остается фактом, что для одного легко, другому китайская грамота. К способностям относятся память и внимание, — рассказывает кандидат филологических наук, доцент кафедры медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью и АлтГУ Людмила Комиссарова.
И продолжает: «Высокую мотивацию привыкли называть амбициями. Опять загадка, почему одним и целого мира мало, а другие вооружаются правилом «каждый сверчок знай свой шесток». И самооценка не так проста на первый взгляд: часто вздернутый нос компенсирует поникшее эго. Если взболтать коктейль из четырех ингредиентов, получатся типы студентов. Сразу предупреждаю, классификация шуточная, создана с целью развлечения, а не уличения. Совпадения случайны, в ходе исследования ни один студент не пострадал».
Звезда
Блестящие способности. Высокие амбиции. Большое трудолюбие. Адекватная самооценка. Мечта любого преподавателя, гордость и слава альмы-матери. Встречается одна-две на курс, да и то не каждый год.
Звёзды имеют проблемы с коллективом, если у них нет доброты и скромности, или разбитного товарищеского характера. Быть звездой нелегко, это точно.
Ботан
Блестящие способности. Низкие притязания. Большое трудолюбие. Самооценка средняя или ниже среднего.
Сразу скажу, что это самый перспективный студент, как правило, он вдохновлён самой работой, признание способностей и вклада волнует его меньше, чем результат работы.
Принц/принцесса
Высокие или средние способности. Высокие амбиции. Низкое трудолюбие. Высокая самооценка. Проблемы с трудоспособностью означают, что на преподавателя органично будет возлагаться не только часть непосредственной работы, но и моральный труд по поддержанию уверенности «принцессов» в себе.
С ними трудно, но иногда они достойны искреннего восхищения. И сам не понимаешь, в какой момент начинаешь носить им шлейф платья и подавать пирожные.
Талантливый лентяй
Блестящие способности в потенциале. Кривая мотивация. Импульсивная трудоспособность. Прыгающая самооценка. Заядлый прокрастинатор. С этим как в серфинге: повезло — выдаст что-нибудь гениальное, если в «яме» — все внешние мотивации преподавателя если и сработают, то случайно.
В конечном итоге бывает очень жаль самого студента, который никак не познает самого себя из-за недостатка системной самомотивации. Результаты невероятно поражают, если человек смог собраться и выдать.
Маркетолог
Средние или низкие способности. Высокие или средние амбиции. Нормальное или низкое трудолюбие. Адекватная самооценка. Этот студент будет торговаться. Поскольку он понимает, что ему по разным причинам не вывезти, он изучает все детали, все документы, и начинает торговаться.
Он будет сравнивать оценки, требовать выполнения всех норм, предъявлять контраргументы, слегка шантажировать: «Вы поставили такому-то-то, а мне…. Или вот вопрос: если я сделаю работу к такому-то числу, вы поставите мне оценку? А какую?». Справедливости ради надо сказать, это довольно безобидный тип студента. С ними легко найти общий язык, они знают, чего действительно стоят. И бывает, что именно от них получаешь искреннюю благодарность и признательность.
Крутышка
Низкие способности. Огромные амбиции. Высокое трудолюбие. Самооценка зашкаливает. Их я боюсь. Серьезно. На их пути ты просто должен посторониться и дать пройти к цели.
Желательно успеть подсунуть зачётку с отличными баллами, меньшее невозможно. Если пискнешь, что, дескать, сударь или сударыня, вы не дотягиваете, они так грозно поведут бровью, и ты всё, сдаешься.
Потребитель
Неизвестные способности. Высокие амбиции. Отсутствие трудолюбия. Неадекватно высокая самооценка. На просторечном русском — «борзота». Студенты, у которых развито мифологическое цифровое мышление. Это мышление предполагает, что есть такой вселенский блютуз, по которому вся нужная для сдачи предметов информация перетекает прямо в мозг. Затем это перетекание без проблем зачитывает «препод».
Потребители те, кто пишет преподавателю в два ночи, не появившись ни на одном занятии: «Здравствуйте, у меня долг. Когда я могу его сдать». Эти студенты получают студенческий билет для того, чтобы поюзать систему, ну и тебя заодно, раз ты её часть. Они заказывают работы, качают права, устраивают скандалы, добиваясь «правды» и соблюдения правил: «За мои же деньги мне говорят — все сделай сам? А за что я плачу? За то, чтобы сам? Нет, вот давайте тогда вы мне будете оказывать эту услугу, иначе я вам весь мозг вынесу».
Единорожка
О, это прекрасный и непознанный тип, объект научного и педагогического творчества. Формулу для этого типа не предложу. Главное в таком студенте — высокая степень индивидуальности всех процессов, за которые отвечает образование: входящий сигнал настолько сильно преобразуется внутренним восприятием, что искажается до неузнаваемости.
Единорожки живут в своем сказочном мире, на происходящее смотрят как сквозь стенку пузыря. Они прекрасны и одиноки, занимаются скрапбукингом. Им свойственен такой печальный нарциссизм. Это версия ослика Иа, не нашедшего Винни-Пуха и других друзей, печально бродящая по просторам своего воображаемого мира. С такими садишься рядом и вздыхаешь. Если забылся и «накричал», единорожек убегает и не возвращается. И тебе становится грустно, ведь ты успел привязаться.
Надеюсь, была интересна. Полагаю, что классификацию легко перенести во взрослую рабочую жизнь, на то, как мы проявляем себя, когда добиваемся результата в любом деле.
Автор — Людмила Комиссарова
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале