\ «Идея!»…И дея нахожусь?!
Новости

«Идея!»…И дея нахожусь?!

08.04.2008
Количество просмотров: 1363

Как это обычно бывает на подобных мероприятиях, все время прошло в суматохе и режиме хронического цейтнота. Да еще и организаторы умудрились поставить интересные семинары одновременно.

Скажем, Олега Лапшина и Павла Соловьева. Или Владимира Евстафьева и Протея Темена. И как, простите, разорваться?

Но народ искренне старался это сделать. Правда, у некоторых эти попытки закончились быстро и в бистро. И в этом была своя практичность, так как порой бороться с накладками регламента было совершено бесполезно.

В лабиринтах выставки конкурсных работ было людно с утра до вечера. И, в отличие от прошлого года, в этот раз все работы были вывешены правильно, а не вверх ногами, как это отмечалось в 2007 году.

Желающих заправиться идеями в этом году было много. Но это был не совсем тот случай, когда количество соответствовало качеству. Порой складывалось ощущение, что народ сюда приехал не совсем в теме, по разнарядке или вообще случайно. В основном, об этом свидетельствовали вопросы, которые задавались лекторам. В ряде случаев было стыдно за собратьев по отрасли и откровенно жаль времени семинара, которое уходило на ответы а-ля прописные истины или нечто вроде «извините, это не ко мне, вы хоть почитайте в программе, чем я занимаюсь». А иногда была и вовсе перепалка ни о чем. Например, с вопросов о брэндах и позиционировании как-то невзначай перескочили на преимущества моделей сотовых телефонов. В итоге на рассуждения «а у меня тоньше, а у меня круче» ушло минут 10. Шума много, а толку…. Как сказал один гость фестиваля, скромно разливая под столом коньяк, «я вообще где нахожусь? На «Идее!» или в институтском лектории?»

Многие фотографировали КАЖДУЮ работу с выставки. То ли так впечатлялись, то ли образцами запасались.

Апофеозом первого дня фестиваля должна была стать клубная вечеринка в «Соккер-Арене». Надо сказать, это была не слишком удачная идея организаторов. Во-первых, клуб находился «в конце географии». Во-вторых, случилась очередная накладка, и рекламисты вынуждены были развлекать себя сами, стараясь не шуметь: зал был также арендован любителями хоккея, которые и болели во всю мочь. А нам отводилось только время перерывов в матче. В общем, шоу не случилось, и потому народ плавно растекся по интересам и другим заведениям.

Образовательная программа – это то, что привлекает на фестиваль сильнее, чем желание «попиарится» или «потусоваться». Однако чаяния адекватной аудитории были в некоторых случаях обмануты. Так, Дмитрий Шемякин с этаким столичным «скользящим» взглядом в никуда скучно рассказывал про упаковку. А когда его попросили показать свои, правильные такие работы, лектор изрек: «А я не подготовился». После семинара внушительная часть аудитории бодро дискутировала в холле на тему: «какого черта я сюда приехал?». Но это быстро прошло.

Теория антитраута, изложенная Владимиром Коровкиным, была спорной и практически безосновательной. Как сказал сидевший на первом ряду г-н Филюрин, «И что ты этой теорией хочешь: лишить нас последнего, что осталось – позиционирования?!». Нач то московский гуру ответил: «Позиционирование – штука хорошая, только не вяжется с устройством человеческого мозга». Вот такие у них там в Москве последние достижения мысли, нам пока не понятные.

Слегка обманул аудиторию и Сергей Кривошея, отказавшийся рассказывать, в чем же сила украинского креатива (так называлась тема его семинара). «Тема странная, и не я ее придумал. Так что секретов рассказывать не буду!», — начал семинар Сергей и дал собранию краткий обзор рекламного рынка соседнего государства. И некоторые вещи были весьма интересными. Скажем, красной нитью встречи была констатация факта, что Украина наконец-то избавляется от русского контекста, что, собственно, отчасти и позволяет добиваться таких впечатляющих результатов. «Мы ближе к Европе и причастны к более широкому контексту. И вообще: Москва опоздала со своими prodaction-сетями!», — радостно отметил Кривошея.

Протей Темен, о котором говорили, что он фрик «и вообще полный треш», оказался одним из лучших событий для многих гостей фестиваля. На его семинаре был аншлаг, люди даже на корточках размещались: вот, оказывается, сколько нас, стремящихся к продвинутому дизайну! Протей рассказал и показал много полезного и интересного, при этом не «лечил», а был прост, без намека на высокомерие и теоретичность. Резюме его выступления: чем проще подход, лаконичнее решение, тем более статусной получается работа.

«Киношные» мотивы — едва ли не тренд сезона в рекламе. Хотя ничего нового — заимствование узнаваемости — ход старый. Просто в этом году таких вещей было особенно много. Но весьма изящных и интересных.

Любимец креативного сообщества Игорь Ганжа в этом году вообще стал приятным сюрпризом. Его лекции не было заявлено изначально, и лишь в самый последний момент маэстро в области брэнд-стратегий изъявил горячее желание прибыть. На этот раз Ганжа показал несколько свежих кейсов (а не «Останкино», как это бывает почти всегда), обошелся вовсе без теоретических выкладок. Ну и, конечно, блистал чувством юмора и знанием анекдотов. Все представленные кейсы, хоть и в сжатой форме, были максимально конкретны и практичны, доступны, я бы сказала с точки зрения определенной адаптации к региональной специфике.

Можно ли использовать такие сюжеты в качестве рекламной пародии, пусть и изящной, — вопрос этики рекламистов. И, надо сказать, он бурно обсуждался в кулуарах.

Игорь Бирюков для большинства стал своеобразным «открытием сезона». Профи из Владимира с редким азартом рассказывал о нюансах радийного креатива. В итоге темой заразились даже те, кто к радио отношения вообще не имеет. Конечно, были ролики, с изумительным анализом и жестко-юморной самокритикой. Прошелся Игорь и по специфике радийного копирайта. Только вслушайтесь (а не читайте молча): «Мир прекрасней с Opel!». Или вот еще (тут, правда, нужны определенные знания в области английского языка): «VIP-изделия». Смешно? Послушайте свои ролики….

Еще один «привет» от социальной рекламы. Почему-то эта работа особенно всех мужчин забавляла по утрам.

В этом году на фестивале была новинка – «Разбор полетов», когда члены жюри публично обосновывали свое решение о шорт-листе конкурса видеорекламы. Вот тут-то всем нам и объяснили, что собственно, происходит, — к слову о том, что регионы остались «не у дел» (за исключением Екатеринбурга). Если кратко, то вот квинтэссенция – «Если мы будем опускать планку, получится фигня». А если чуть подробнее, то, как сказал г-н Евстафьев, «произошел естественный отбор. Вот такая в регионах сегодня реклама. И зачем искусственно вытаскивать ее?». На что г-н Филюрин добавил: «Да, в Москве, Питере и на Украине работы лучше. Им нравится участвовать и побеждать. И на этом фоне провинциальные работы смотрятся не выигрышно. Но нам не нужны параолимпийские игры, мы не калеки. Учиться надо!». Вопли из зала на тему слишком разных бюджетов были «мимо кассы»: бюджеты-бюджетами, а идея, она от денег не зависит…

И снова Голливуд. Поистине неисчерпаемый источник для рекламистов.

Надо сказать, разговоры на тему уровня фестиваля и степени его отношения к регионам вообще были очень актуальны в эти три безумных дня. К консенсусу сообщество, разумеется, не пришло. А мнения некоторых экспертов по этому поводу читайте ниже.

Алексей Царегородцев, директор студии «Риал Про» (REALPRO), Новокузнецк:

— Работ стало больше, фестиваль перешел за рамки регионального. Участие московских и зарубежных компаний повышает некий средний уровень фестиваля. Тенденция к качеству на лицо, меняются подходы, понимание задач бизнеса и фестиваль это в какой-то мере отражает. Украинцы опять молодцы, они быстрее россиян освоили этот рекламный бизнес, и у них там больше креатива, игры какой-то. Украина ближе к западу и это как-то сказывается. Жюри в этом году было более жестким в оценках, что видимо, расстроило часть участников, но задалась более высокая планка на следующий год.

Игорь Ганжа, lmh consulting (Москва):

— Уровень работ резко повысился, он реально растет. И дело в том, что активно начала участвовать Москва. Я не видел роликов, но обход стендов с печатными работами показал, что уровень неизмеримо выше, чем в прошлом году. Украина снова на высоте. Но при этом я бы не стал заниматься географическим делением. Уровень Урала и Сибири я тоже оцениваю очень высоко. Разница в том, что украинские компании решают задачи в масштабах страны, а компании, скажем, Сибири – в масштабах региона.

Александр Филюрин, идеолог Национального фестиваля «Идея!», директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин»:

— В этом году много работ из Москвы, Питера. В целом это, конечно, резко повышает уровень и делает более значимыми победы. Теперь получить 1, 2 или 3 место сложнее, чем раньше. Но, как и прежде, остался конкурс «малобюджетный рекламный фильм», где участвуют ролики стоимостью меньше 20 тыс. долларов. И тут наши провинциальные ролики соревнуются между собой. Здесь ситуация не изменилась и можно побеждать.


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале