\ Максим Максименко: язык и среда города
Персоны

Максим Максименко: язык и среда города

10.12.2019
Количество просмотров: 4316

Мастер-класс «Городская среда и коммуникации» архитектора Максима Максименко, основателя архитектурного бюро MDVA, прошел в АлтГУ во время XIV «Мастерской рекламы».

Архитектора пригласили выступить по направлению «Зеленый город». Здесь студенты разных курсов специальности «Связи с общественностью и реклама» разрабатывали визуальный образ, организацию событий и продвижение в социальных сетях проекта «ГорСад». Рекпортал публикует фрагменты мастер-класса.

Как «разговаривает» город?

Было время, когда города говорили с людьми физически голосом диктора Левитана. Знакомый всем голос раздавался из репродукторов: «От советского Информбюро…». Сейчас мы говорим о невербальных коммуникациях в городской среде.

Коммуникации позволяют через среду и объекты передавать информацию, эмоции, ощущения, воспринимать визуальные образы и наполнять смыслами. Упрощенно город можно обозначить как мега социум, с известным триумвиратом: власть, бизнес, общество. Этот социум существует в материальном мире — архитектуре и среде.

Как бизнес общается с горожанами? Через рекламу: купи-купи-купи. Он не разговаривает, а кричит и морально давит. Власть с горожанами, как правило, говорит на языке запретов: «Голубей не кормить», «По газонам не ходить». Сами горожане общаются друг с другом через граффити. Стены домов и заборы становятся городским СМИ.

Вопрос: что говорит городская среда с лужами и неубранным снегом? Она говорит: «Чувак, покупай машину! Не нравится — уезжай». Мы каждый день переступаем через это, и подобные посылы считываем подсознательно. А потом удивляемся, почему люди уезжают?

Фото с фигурой, перепрыгивающей лужи, стало идеей логотипа урбаниста и блогера Льва Владова, больше известного как «Челябинский урбанист». Он активно выступает за улучшение городской среды родного города и реализует некоторые проекты.

Качели — точка притяжения

Из хороших примеров коммуникаций в городской среде — Триумфальная площадь в Москве после обновления в 2015 году. Раньше она представляла собой неуютное проходное пространство с памятником и принципом «город для машин» — половину площади занимала парковка.

Проект реконструкции был разработан по итогам архитектурного конкурса. Идея заключалась в создании пешеходного пространства на основе принципа «город для людей». Можно выделить три ключевых фактора хорошего городского пространства: «фишка» в виде объекта или функции, развитая инфраструктура, современное озеленение.

«Фишкой» Триумфальной площади стали качели. Качаться понравилось всем, не только детям. На качелях и взрослые становились обратно детьми. В инфраструктуру площади вошли павильоны с кафе и театральными кассами. Озеленение было продумано с каре из лип и естественными цветниками. Так площадь стала живой и уютной, приспособленной для пешеходов и маломобильных групп населения.

Забор вместо пространства

Отрицательный пример коммуникации в городской среде — реконструкция Хохловской площади. Хотя начиналось все позитивно: в центре Москвы обнаружили фрагмент стены Белого города. Родилась красивая идея — археологический музей под открытым небом. Кирпичную кладку законсервировали, и оставили возможность для всеобщего обозрения, снабдив информационными табличками. Чтобы придать месту еще больше смыслов, добавили амфитеатр для концертов и лекций.

Пространство запустили в 2017 году, о нем были хорошие отзывы, оно стало жить. Предполагалось, что место станет открытой культурной площадкой для студентов ближайших вузов. По словам авторов проекта, было принято решение не насыщать площадь активностями и смыслами, а посмотреть, что там вырастет само.

Этот неуправляемый процесс привел к тому, что площадь облюбовали завсегдатаи баров. Место получило народное название Яма и пространство стало деградировать: никто не отвечал за территорию, не наполнял ее событиями, не сложилось базового сообщества. Появились конфликты между выпивающими и противниками, пришлось разгонять с ОМОНом и огораживать забором. У администрации была возможность взять процессы под свой контроль, найти мирное решение возникающих конфликтов, но никто этого не сделал. Хороший проект был загублен — коммуникации не получилось.

О рекламе в среде города

Реклама — неотъемлемая часть современного полиса. Она серьезно влияет на комфорт городской среды и коммуникации. Среди проектов архитектурного бюро MDVA есть работа 2015 года по заказу Союза рекламистов Барнаула.

Цель проекта сначала сводилась к поиску мест размещения рекламных носителей на проспекте Красноармейском. Но эта задача показалась нам слишком простой. В результате вырос масштабный проект с комплексным подходом к городскому пространству.

Этот район Барнаула получил название нового делового центра. Сегодня он активно формируется, загружен разными объектами, визуальными составляющими, здесь много точек притяжения и потоков. К сожалению, проспект Красноармейский не слишком приспособлен для комфортного пользования. Из проблем: низкий уровень благоустройства, отсутствие городской навигации, нет приспособлений для маломобильных групп, есть загруженность рекламой, отсутствуют места отдыха.

С архитектурной точки зрения, самый эффективный способ решения проблем — взаимодействие участников городских процессов по принципу коллаборации: властей, рекламистов, горожан. При архитектурном подходе к размещению рекламных носителей можно добиться гармонизации городской среды. Комфортная среда генерирует эмоциональное восприятие города, вызывает желание в нём жить, работать, заниматься творчеством, растить детей.

Из инструментов такого подхода: указатели, вертикальные пилоны, велопарковки с брендированием, тумбы, торшеры, скамейки, флаговые конструкции, стрит-арт, сити-формат, вазоны с озеленением, клумбы со скамейками. Так получится улучшить среду, создав новые элементы городского ландшафта и благоустройства.

Однако проблему формирования гармоничного пространства не решить только отдельно стоящими рекламными носителями. Необходим комплексный подход, в котором нужно рассматривать и взаимоувязывать все элементы городской среды: объекты благоустройства, уличную мебель, рекламу на фасадах, вывески, витрины, входные группы и архитектуру в целом.

Проект рекламных носителей на Красноармейском все еще остается «красивой мечтой».  Рекламные носители по-прежнему размещаются исходя из интересов бизнеса. О комфорте среды обитания для большинства горожан мало, кто думает.

Коммуникации в парке

Один из общественных проектов этого года, в котором команда бюро принимала активное участие, — концепция реконструкции парка «Изумрудный». Цель — максимально сохранить озелененную территорию парка, восстановить утраченные зеленые насаждения, наполнить парк смыслами.

Концепция названа «ГорСад», с идеей — парк для всех и каждого. Во время работы над проектом проводился опрос, на его основе выбирались основные смыслы парка. Как горожане видят это пространство? Зеленый, семейный, познавательный, всесезонный, мемориальный, исторический, спортивный, событийный, коммуникационный, оздоровительный.

На основе концепции было проведено зонирование территории и выделены три зоны: зона тихого отдыха или «мемориальная» зона, зона активного отдыха, спортивная зона.

Подробнее о проекте «ГорСад» желающие могут почитать недавно опубликованное интервью «У парка „Изумрудный“ огромный нераскрытый потенциал».

Всех желающих приглашаю вместе с нами раскрывать потенциал этого пространства и помогать ему в развитии.

Источник — rekportal.ru


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале