\ Барнаул — город будущего? Или вообще не город?
Пространство города

Барнаул — город будущего? Или вообще не город?

24.02.2015
Количество просмотров: 34109

«Люди перестают замечать наружную рекламу. Она сливается в пестрый аморфный пейзаж и не вызывает интереса», — цитата из исследования АлтГУ 2005 года.

disk4

За 10 прошедших лет «пестрый аморфный пейзаж» Барнаула увеличился, критика «наружки» со стороны общества выросла, а между рекламистами и чиновниками продолжается выяснение степени ответственности за ситуацию. Но появились первые конструктивные шаги. Об этом говорили 18 февраля на дискуссии «Городская среда и наружная реклама», которую организовал информационный ресурс Комитета по рекламе Алтайской ТПП Рекпортал вместе с кафедрой рекламы и связей с общественностью Алтайского технического университета имени И.И. Ползунова.

Архитекторы — наружная реклама

В прошлом году началось плотное сотрудничество с архитекторами. Первопроходцами стали  проект «Цивилизованный город» и мастерская «Классика» Александра Деринга с подготовкой концепции улицы Льва Толстого.

Следом Союз рекламистов Барнаула заказал Творческой мастерской Д-9 разработку транспортной развязки Строителей — Павловский тракт — Сов. Армии. Здесь ситуация осложнена временным характером площадки, чьё пространство формируют рекламоносители. Если убрать их совсем, получим пустое поле. Предложено: разбить конструкции на разный формат, установить  так, чтобы хорошо просматривались, не мешали водителям, пешеходам и соответствовали ГОСТ.

Иван Быков, руководитель мастерской Д-9 и преподаватель кафедры архитектуры и дизайна ИнАрхДиз, представил архитектурный подход к проспекту Красноармейский. В его основе — стилевое единство городской среды и рекламоносителей, продуманность не только наружной рекламы, но и всего городского дизайна: газонов, вазонов, тротуаров, уличной мебели, велопарковок, лавочек, навигации.

В проекте наружная реклама существует не сама  по себе и независимо от архитектурного контекста, как сейчас, а гармонично вписана в  места отдыха и работы горожан. Куда делись крупные рекламоносители? Их предложено убрать за город.

0005 0029
028а 0009
0022 0026 - копия

Архитектор Александр Деринг, руководитель мастерской «Классика», так прокомментировал работу Творческой мастерской Д-9:

— В проекте в новом ключе сделана попытка осмыслить варианты размещения рекламы в городе. Всё это укладывается в рамки создания комфортной городской среды. В конечном счете, мы все хотим жить в нашем городе удобно и комфортно. Мне кажется, что такие шаги нужны для дальнейшего осмысления ситуации. Они говорят о том, что у нас идет широкое  горизонтальное движение за благоустройство. И пока отсутствует в цивилизованном виде нормальный регламент, его нужно создавать. И это работа городской архитектуры и органов, которые должны этим заниматься.

disk1

5 проблем наружной рекламы

Руководитель студии Творика и участник проекта «Цивилизованный город» Евгений Кураков, посвятил своё выступление основным проблемам наружной рекламы сегодня. Первая — количество наружной рекламы в городе зашкаливает. Вторая — гигантские размеры рекламоносителей. Третья — графическое исполнение или контент «наружки» оставляет желать лучшего. Четвертое — печальный внешний вид конструкций — щиты в запущенном состоянии. Пятое — дизайн рекламоносителей устаревший.

Вывод: для заказчика актуальность в рекламировании среди визуального мусора низкая. Решение: наружная реклама должна уходить от ржавых щитов и стать  современной. Размер рекламных конструкций не должен превышать 2*5 кв.м — он адекватный психологически для горожан и гармонично вписывается в городскую среду. Обратить внимание на дизайн — это воспитание и заказчика, и подрастающего поколения.

MXYNN8s1cFo GeDM4Kahs9c
NQ7vrXyQqzM J2qTz_wSLXY

Гуманистический подход и Horror Vacui

Редактор Рекпортала Лада Шевкунова и дизайнер Александр Целовальников продолжили разговор о перегрузке города наружной рекламой, но под другим углом: с точки зрения этики профессии. Они предложили взять за основу гуманистический подход: горожанин — высшая ценность, а засилье наружной рекламы в виде щитов — зло. Чрезвычайная плотность размещения носителей снижает и их эффективность. Научно доказанный факт, что у людей включается феномен фильтра, так называемая «баннерная слепота» — горожане не видят рекламных сообщений.

Были рекомендованы и подходы к вывескам. Здесь важно понимать, что вывески — не наружная реклама, а элемент навигации, имеющий подчиненное фасаду здания положение. Есть универсальное требование к их дизайну — простота и пропорциональность. По мнению выступающих, проблема многих вывесок Барнаула упирается в сельскую ментальность. Она выражается в боязни пустого пространства и в избыточном заполнении пространства деталями. У этого явления  есть термин, идущий от Аристотеля, Horror Vacui. Таблетка от Horror Vacui — бритва Оккама, методологический принцип, получивший название от имени английского монаха и философа Уильяма Оккама. В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости». Еще одно его название принцип разумной достаточности.

disk7

О чём дискутировали. Цитаты

Алексей Холоднов, руководитель РГ «Продвижение»: «По количеству наружной рекламы проблемы две: скученность размещения и техническое состояние. Должен быть единый орган, который бы контролировал. Сколько у нас несанкционированной рекламы? Больше 1000 мест. Если бы администрация выписала предписание и демонтировала несанкционированную рекламу, стало бы лучше. У архитектуры просто нет людей, которые бы этим занимались».

Евгений Кураков, руководитель студии Творика и участник проекта «Цивилизованный город»: «Уважаемые, на улице Льва Толстого администрация ничего не решает, решает собственник. Чтобы решить проблему своего двора надо обратить внимание на себя. Причем здесь администрация?».

Валерий Зырянов, руководитель РА «Дельфин»: «Люди покупают на торгах местах, платят за это деньги в казну. А потом не могут выставить рекламоносители в местах, которые оплатили».

Нина Макеева, руководитель ООО «Квадрат»: «Для согласования должна быть одна дверь. Сейчас ситуация такая: город запрещает, район разрешает».

Александр Целовальников, дизайнер: «У нас обсуждение должно быть с таким итогом: выйти с инициативой к администрации, чтобы те прекрасные идеи, которые ребята из Д-9 представили, смогли воплотиться в реальность».

Источник — rekportal.ru


Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале