«У девочки большой потенциал» – так комментировали рекламисты победу начальника отдела продаж РГ «Город» Ирины Хомутовой в конкурсе «Лучший менеджер по продаже рекламы». Сегодня она глава «Города».
Гармоничные перемещения
— Ирина, вы по образованию регионовед, — специальность, не слишком близкая к рекламной отрасли. Как вы попали в эту индустрию?
— Регионоведение – широкая область, и при ее изучении вкладывается много разносторонней информации, развивается масса способностей. Пока училась, я ориентировалась, прежде всего, на международные связи. Но я счастлива, что из всех путей, которые открывало мне регионоведение, судьба направила меня именно в это русло, — в рекламу.
В роли судьбы выступила конкретная персоналия?
— Нет, это было стечение обстоятельств. На федеральном уровне происходила реструктуризация налоговой полиции в управление по борьбе с наркотиками. Я подумала, что преступность – это вне моих интересов и вообще это мужское дело. В результате я приняла решение уйти в коммерческие структуры. Но куда? Провела анализ рынка и поняла, что моя судьба должна быть связана с одним из лидеров рекламной отрасли. И, к счастью, я оказалась в нужном месте в нужное время, — именно в этот момент в «Городе» искали PR-менеджера. И меня тут же взяли «с руками и ногами»!
-В тот период у пиарщиков были весьма обширные задачи, порой далекие от собственно PR. В вашем случае было также?
— Не совсем. Преимущественно я занималась PR не собственно компании «Город», — мы продавали эту услугу. И уже тогда ее необходимость хорошо понимали производители. Например, мы в тот период очень хорошо поработали с компанией «Грана». Они активно развивали производство и выводили на рынок новые продукты. Соответственно, проводили различные исследования, — фокус-группы, холл-тесты и пр. А затем шли промо-акции как с простым сюжетом типа «вкусите наш продукт», так и небольшие шоу. И все эти задачи нормально ложились в русло работы пиарщика. Тогда, пять лет назад, PR только зарождался в Барнауле, у него не было четких форматов. Так или иначе, а мне было очень интересно заниматься этим направлением.
— Тогда почему вы его оставили, перейдя на новый фронт работ?
— Примерно за год направление связей с общественностью развилось, встало на ноги. Бурно развивалась сама компания, у нее менялись приоритеты. А мне, по большому счету, интересно любое направление рекламной отрасли, — от «сувенирки» и до масштабных креативных проектов и программ по размещению. Каждый раз новый клиент, другой брэнд, новая задача, — и никогда не наступает момент «я знаю все». Это же здорово! И при таком подходе приглашение к горизонтальному перемещению внутри компании было для меня совершенно гармоничным. Так я стала менеджером отдела продаж наружной рекламы, а через восемь месяцев возглавила это подразделение.
На голову выше
— И в новом качестве вы выиграли конкурс, став лучшим «продажником» года. Можно ли сказать, что это стало одним из ваших профессиональных достижений?
— Нет. Я рассматривала участие в конкурсе так: хочешь управлять людьми – будь для них примером. Я заинтересована, чтобы сотрудники компании повышали свой профессиональный уровень, смело тестировали свои знания. И, декларируя такой подход, нужно в первую очередь делать это самой. Вот, чтобы слова с делом не разошлись, я и приняла участие в конкурсе наравне со своими сотрудниками. Будучи руководителем, по своим профессиональным характеристикам я закономерно оказалась на голову выше. Но я бы больше порадовалась победе кого-то из своих подчиненных.
— А что для вас является профессиональным достижением?
— Успех клиента, который возник в том числе и благодаря проекту, разработанному нашей компанией. Ведь иногда бывает так: заказчик приходит на начальном этапе своей деятельности, даже без названия, но с видением будущего развития своего бизнеса. И мы с нуля ваяем им этот бизнес с точки зрения контакта с целевой аудиторией и собственно ее создания! А через год мы видим успехи этого клиента, и это радует. Вот такой результат командной работы я рассматриваю как настоящее профессиональное достижение. А некие формальные отметины, вроде рамочек на стене – «тут хорошо», и «тут молодец» — не в счет.
Весомое преимущество
-Вы весьма быстро заняли в компании главное кресло, — всего через два года после очередного повышения. Опять судьба?
— У меня были очень мощные соперники. На эту должность претендовали сторонние профессионалы с многолетним управленческим опытом. И я, безусловно, волновалась: еще бы, — ты можешь переступить на следующую ступень личностного развития, откроются новые горизонты… И на результате сказались, наверное, как случай, так и наличие определенных навыков и способностей. При такой сложной горизонтально-вертикальной карьерной структуре я побывала на разных ролях практически во всех сферах деятельности компании. Соответственно, я знаю всю работу компании изнутри, — весомое преимущество перед остальными кандидатами.
-И вот второй год у вас в руках компания, которая, согласно данным федеральной исследовательской компании «Эспар-Аналитик», является вторым по величине оператором наружной рекламы в Барнауле. Какие ощущения?
— Не могу сказать, что мне легко. Эта работа априори не может быть легкой. Но она мне нравится, я доверяю своей команде – и эти факторы смягчают тяжелое чувство ответственности, дают ощущение, что ты справляешься. И они подкреплены тем, что видно на улицах города – нашими конструкциями. Меня каждый раз распирает чувство гордости, когда я проезжаю мимо них.
— А есть какой-то более точный показатель, что вы справляетесь?
— Моя главная характеристика — это прибыльность, стабильность компании. Пока в этом смысле я сработала «на отлично». Надеюсь, и в следующем году, не смотря на усложняющуюся рыночную ситуацию, получу тот же эффект.
— Можете назвать какое-то ноу-хау, которое появилось в практике «Города» с вашей подачи и серьезно сказалось на функционировании компании?
— Не то, чтобы ноу-хау, но… Около полугода назад я поняла, что до меня доходит далеко не вся информация об уровне удовлетворенности клиентов. И я ввела в практику ежемесячный опрос опрос постоянных клиентов, чтобы они спокойно могли озвучить все, что их не устроило. И мы всегда благодарим рекламодателей, если они говорят о том, что не получили, чего хотели или не получили чего-то так, как хотели. Можно относиться к ошибкам как к чему-то само собой разумеющемуся, по принципу «не ошибается тот, кто ничего не делает». А у меня отношение к ошибкам другое: я их детально анализирую и разрабатываю решения, направленные на то, чтобы такое больше в нашей работе не повторялось. И всегда в результате что-то улучшается, происходит качественный скачок.
Другая стезя
-Будучи менеджером, вы не слишком самостоятельны в принятии глобальных решений. Не думали о создании собственного бизнеса, как это сделала ваша предшественница?
— Конечно, я не самостоятельна и все мои идеи и планы должны вписываться в видение собственника. Но я себя всегда видела только в роли управленца, работающего на становление какого-то бизнеса. Я не чувствую в себе сил быть собственником частного бизнеса. Для этого должно быть огромное внутренне желание и готовность. Собственный бизнес — это огромные риски, и я всегда преклоняюсь перед теми, кто готов на это идти: это сложный, напряженный путь. И те, кто его выбирают, иначе жить не могут, это их стезя. А у меня она другая.
— Вы участвуете и в разработке креативных проектов. Это для развлечения или в связи с необходимостью?
— Для меня работа над созданием концептов — это удовольствие. И у команды при этом повышается чувство вовлеченности в процесс, — так что это еще и полезно!
-Вы активно участвуете в «общественной» жизни индустрии, находитесь в тесном контакте с первыми лицами других рекламных компаний. Насколько вам комфортно быть с ними в одной упряжке: ведь не секрет, что в отрасли едва ли не каждый лидер – личность не простая…
— Коллеги по цеху — люди очень профессиональные. Мы спокойно сосуществуем и все работаем на улучшение рынка, без каких-либо черных методов. Еще года три назад было иначе… Сейчас, к счастью, рынок перерос эту стадию, и идет нормальное конструктивное сотрудничество.
Поделиться мнением можно в нашем ТГ канале