Персоны

Николай Зайков: «Мне не так люди нравятся, как сам город»

19.08.2011
Количество просмотров: 3849

График, монументалист, преподаватель института архитектуры и дизайна АлтГТУ Николай Зайков рассказал о монументальном искусстве, графике, архитектуре и почему художник больше любит город, чем людей.

Мозаика

— Я начинал в 2000-х, когда с «монументальным»  был полный провал: не стало денег в искусстве, изменились масштабы и заказчик. Монументальное — это мозаика, витраж, фрески — значит  большой формат, дорогой материал и высокая трудоемкость. Почти все, что есть сегодня в Барнауле, досталось нам от советского времени. Панно, что на здании ФСБ  — это  произведение искусства,  вещь российского уровня по качеству. Она исполнялась в Академии художеств в Питере. Таких сейчас нет. Хотя на  площади Советов выложили розу ветров со знаками зодиака в технике флорентийской мозаики с  натуральными колыванскими камнями. Но сделано грубовато.

Монументальное искусство — вечное. Фрески Ферапонтова монастыря, помпейские росписи — они  вечные, где речь идет о тысячелетиях. У заказчиков сегодня нет понятия вечности, и художник работает чаще всего по гипсокартону. Поэтому я больше занимаюсь  графикой.

zaykov2

Графика

— «Графичное» и «живописное» — понятия относительные. К примеру, о Горном Алтае у меня были свои представления, они основывались на картинах наших художников, где живопись и буйный цвет. И вот как-то в марте  затащил меня  в Кош-Агач знакомый товарищ, он турист. Вдруг я увидел  совсем другой пейзаж: весь коричневый, а не цветной. И вполне графичный. Пейзаж не горизонтальный, а вертикальный. Едешь по Чуйскому тракту, из окна видны только отвесные скалы — сплошные вертикальные линии.

Графика по определению более интеллектуальная сфера искусства, чем живопись.Человеку нужно приложить определенные усилия, чтобы отвлечься от того, что это не цветное. Если прийти на любую среднестатистическую выставку, там графики будет гораздо меньше, и она хуже продается.

zaykov3

Архитектура

— На самом деле, чем можно гордиться русской культуре в архитектурном отношении в 20 веке? Это конструктивизм и сталинский ампир. Но в Барнауле качество сталинской архитектуры очень сомнительное, Новосибирск в этом плане лучше. Если брать еще шире — то Новокузнецк. Он стоит отдельно. Там работал в период конструктивизма в 20-30 годы Эрнст Май — немецкий архитектор мирового уровня, как Ле Корбюзье. Чтобы почувствовать разницу, нужно побывать на проспекте Металлургов в Новокузнецке: масштаб другой, качество деталей, как они нарисованы — лепнина, капители, карнизы. У нас каменных деталей нет, все гипсовые или бетонные.

Зато Барнаул может гордиться своей Демидовской площадью. Помню первое впечатление от площади, когда меня поразило здание сельхозуниверситета, оно выходит на проспект Красноармейский углом: длинный фасад, весь такой метрический, одинаковый, классицистичный. Я тогда  еще в школе учился, образования художественного у меня не было.

zaykov6

Люди и город

— Городская среда существует по своим законам. Мне не так люди нравятся, как сам город. Дом в любом случае лучше, чем человек, даже некрасивый дом. Почему? Он не будет сидеть на скамейке, материться, пить пиво и по морде тебе не даст случайно. Людей трудно любить. Я бы взял да и убрал людей из города и оставил только городскую среду. Поэтому я и рисую город без людей. Многие говорят: «Вот Петербург,  он привлекает». Я отвечаю: «Для меня нет никакой разницы — работать с темой Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби или Петербурга. Могу найти красоту в любом месте, могу вообще не выходить из мастерской». Только в Барнауле не получается так погрузиться в работу, как в Питере, куда мы уезжаем со студентами на месяц в творческую командировку.

Идеальная картинка среды для меня как в фильме Тарковского «Сталкер», когда камера разглядывает предметы. Первые мои опыты с искусством были связаны с тем, что я ходил в район вокзала в Новосибирске, в район тупиков, под мосты, меня это пространство будоражило. Даже сложилась графическая серия. Какое-то есть в железной  дороге очарование: тема отъезда,  расставания, встреч…

Справка: в 2001 году окончил Новосибирскую  государственную  архитектурно-художественную академию (НГАХА) по специальности «художник монументально-декоративного искусства»,  приехал в Барнаул. С 2001 – преподает на кафедре «Изобразительное искусство» ИнАрхДиза  АлтГТУ им. И.И.Ползунова, доцент. В 2006 и 2007 годах победитель III и IV  Всероссийских конкурсов  им. П. Третьякова (Государственная Третьяковская галерея) в номинации «Графика». Дипломант Российской академии художеств (2011). Участник и лауреат городских, краевых, всероссийских, международных  выставок и конкурсов, член Союза художников России.

Автор — Лада Шевкунова

 

=6158


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (0)
Добавить свой комментарий

Current ye@r *