Новости

Вас здесь не лежало

28.01.2008
Количество просмотров: 1192

Эта практически детективная история началась в 2006 году, когда к дизайнеру Алексею Шелепову поступил заказ на разработку графической концепции для постельного белья, производимого в Новоалтайске.

Дизайнер и заказчик, — директор производства Галина Шишлакова, довольно быстро пришли к соглашению, и в результате появилась марка «Свит».

Сообразно с этим и компания – производитель стала называться «Свит-комплект». По словам г-жи Шишлаковой, продукция с тех пор успешно реализуется на весьма обширной территории, — «от Магнитогорска до Владивостока».

Между тем, на сибирский текстильный рынок вышел новый игрок – ивановская марка «Свет». Причем, с практически идентичной графической концепцией. Так, если положить рядом упаковки обеих марок, то получится задачка из области «найди 10 отличий». Остроты ситуации добавляет то, что продукция обеих компаний – одного ценового сегмента и реализуется одними и теми же дилерами. «Они сделали это специально для нашего сибирского рынка, — считает Галина Шишлакова. – И наш образец попал в Иваново через новосибирского дилера. Конечно, это удобно: наш «Свит» — уже известная марка, с зарекомендованным качеством. И для успешных продаж это был, наверное, эффективный ход. Но как же быть с этикой?!». Стоит отметить, что «Свит» не является зарегистрированным ТЗ, равно как не подлежит юридической защите этикетка, — дизайн коробки. Вместе с тем, как заявляет ивановский предприниматель Олег Купава, выпускающий тот самый «Свет», их-то марка зарегистрирована «лет пять назад». И потому все претензии необоснованны. «Это они у нас украли», — считает г-н Купава. Однако это не доказуемо. Мы сделали запрос в соответсвующую инстанцию, — Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), и выяснил, что «Свет» также не защищен законом, как и «Свит». Кстати, оба слова имеют одинаковое значение – «свит» в переводе с украинского и есть «свет».

А вот что говорит по этому поводу новосибирский дилер обеих марок, предприниматель Василий Оприш: «Да какая разница: «Свит» там или «Свет»… Ткань одна, только этикетки разные. И берут все одинаково». И действительно: как ивановский предприниматель, так и Галина Шишлакова отмечают, что с продажами у них все в порядке. «Товар на складе не лежит, клиенты стоят в очередь, по году ожидая отгрузки», — сообщила г-жа Шишлакова, отмечая, что в связи с происками конкурентов ее прибыль не уменьшилась. Однако директор «Свит-комплекта» все же задумалась сейчас над тем, чтобы зарегистрировать свой ТЗ: «Мы давно об этом думали, но все как-то руки не доходили. Теперь уже деваться некуда, будем регистрировать. Ведь этот рынок очень тесный…».

В ожидании петуха

Данная история, хотя и типичная, но все-таки камерная. Как говорят специалисты, «кустарный захват локального рынка». Алтай может «похвастаться» и более масштабными казусами. Так, вот что рассказал «ВД» патентовед Сергей Семин. «Некоторое время назад одно барнаульское промышленное предприятие, чья продукция выходила под зарегистрированным комбинированным товарным знаком, сумело выйти на рынок США. Продукция имела успех, и объемы заказов все возрастали. И все бы хорошо, но только этот ТЗ не был зарегистрирован на территории США. Промашкой воспользовался американский предприниматель, который закрепил за собой юридические права на словесный элемент ТЗ, — слово «Барнаул». И теперь алтайский поставщик выплачивает находчивому американцу существенные деньги за то, чтобы реализовывать свою продукцию в этом государстве». Г-н Семин отмечает, что в свое время он настоятельно рекомендовал предприятию озаботиться регистрацией ТЗ на территории США. «Цена вопроса была – всего пять тыс. долларов, и собственники предприятия посчитали, что это неоправданно большие затраты. Интересно, сколько раз по пять тысяч они уже выплатили за то, что вовремя не посуетились?»

Не менее, а скорее, более интересный поворот может случиться и в работе алтайского производителя бытовой химии – компании «Ренессанс Косметик». Предприятие не первый год выпускает продукцию под маркой Flash. Примечательно, что тем же самым занимается другой игрок рынка бытовой химии — Procter&Gamble. Правда, судя по всему, последний пока не знает, что его собственностью пользуются на Алтае. А факт собственности, кстати, имеет место именно у Procter&Gamble. Компания зарегистрировала словесную торговую марку Flash, — в латинском написании и на территории РФ в том числе. Как говорит упомянутый выше ФИПС, этим не может козырнуть алтайский конкурент транснациональной компании. Единственное, что пока бережет «Ренессанс Косметик» от разбирательств, — Procter&Gamble пока не представил свой Flash в России. Таким образом, если Procter&Gamble это сделает, а местный производитель не выведет марку с рынка, последнего ожидают серьезные проблемы. Тем более, если учесть, что с 2008 года ужесточились законодательные нормы в этой области. Отныне нарушителю не дается времени «на устранение проблем», — его сразу ждут штрафные санкции, размер которых зависит от капитализации компании. И можно предположить, что у «Ренессанс Косметик» она не такая уж и маленькая.

На фоне такого отношения к охраноспособности своих марок у крупных, мощных игроков, столкновение «Света» и «Свита» кажется лишь скромной иллюстрацией на тему. Серьезного разбирательства на тему интеллектуальной собственности с участием наших предпринимателей судебная практика пока не знает. Но, как неустанно отмечают многие эксперты, мы повторяем путь Москвы, только с сильным отставанием. А значит, не за горами время, когда кого-то в регионе клюнет известный всем петух. И алтайские предприниматели в материальном выражении оценят преимущества законодательно защищенных активов, в числе которых товарный знак стоит на первом месте.

P.S. Когда материал уже был готов, в наше распоряжении попала еще одна упаковка постельного белья. Тоже из Иваново, но принадлежащая другому предпринимателю. И данный образец с точки зрения сюжетной части – еще один родной брат семейства «Свит» и «Свет»…

Екатерина ПУШКАРСКАЯ

Мнение эксперта

«Происки конкурентов» удешевляют марку

Согласно законодательству, в США компания может не регистрировать свой товарный знак. А в случае конфликтной ситуации, — по аналогии с наши патентным пиратством, правообладателем ТЗ признается та сторона, у которой доказан факт его первоочередного использования. У нас закон встает только на сторону того, кто удосужился зарегистрировать свою марку. Патентовед Сергей СЕМИН, отмечая этот нюанс, говорит, что в последнее время алтайские предприниматели стали более ответственно относиться к своим товарным знакам.

— В основном, активность проявляют производители, у которых наиболее короткий путь к потребителю, — это, прежде всего, продуктовый сектор. Кроме того, сюда же относятся компании, чья продукция или услуги адресованы максимально широкой аудитории. Это вполне естественно: конкуренция на таких рынках высокая. И компании не желают получить ущерб своему имиджу из-за того, что соперник разместит на своей, худшей по качеству продукции, знаменитый логотип, у которого уже сформировано позитивное реноме. Такие «происки конкурентов» могут очень больно ударить по репутации и, затем, собственно по стоимости марки как таковой.

В Алтайском крае работу по регистрации товарных знаков начал Владимир Филатов. В 90-м году он оформил первую заявку на регистрацию. Сейчас услуги по регистрации оказывают несколько компаний, — порядка семи. И в прошлом году совокупный объем работ в этом направлении составил примерно 140 заявок. Это нормальные для края объемы. Хотя, конечно, большинство производителей все еще не ощутили актуальности охраноспособности своих марок. Возможно, отталкивает долгосрочность процедуры или ее стоимость. Но, если учесть, что война за марки только набирает обороты, и в России рассматривается возможность повышения оплаты за регистрацию ТЗ до уровня европейских цен, — примерно в 10 раз, то, наверное, эти нынешние затраты не столь уж обременяющие.

Прямая речь

«Вопрос охраноспособности актуализировался в связи с расширением географии сбыта»

Директор по маркетингу и развитию компании «Ренессанс Косметик» Екатерина КОСИХИНА:

— На заре деятельности компании «Ренессанс Косметик», около девяти лет назад, не уделялось достаточно внимания регистрации торговых марок. В силу формирующихся торговых отношений, марки регистрировались в качестве промышленных образцов, или не совсем по тому классу. Сейчас мы исправляем эти просчеты. Дело в том, что компания развивается, активно выходит на рынки других регионов. И естественно, актуализировался вопрос об охраноспособности наших брэндов. И теперь одни марки мы в принципе выводим с рынка, другие – переводим в нужный класс, о права на третьи договариваемся с правообладателями. Например, так недавно произошло с маркой «Нежность», собственником которой является другая российская компания. В результате мы цивилизованно выяснили отношения и сейчас взяли марку в аренду, — получили право на ее использование.

Мы стремимся к этичности, к цивилизованным отношениям на рынке, и поэтому в некоторых вопросах идем на серьезные убытки. Так, сейчас мы получили приоритетную справку на марку Flashine, которая скоро заменит нынешний Flash.

Надо сказать, в нашей практике были прецеденты, когда у нас «воровали» марки. К чести всех участников процесса отмечу, что все ситуации разрешились миром, — в пределах разумного мы готовы идти на уступки и, например, разрешали регистрировать аналогичную марку в другом классе. Это нормальная практика, когда марки продаются, покупаются, арендуются… Если не пересекаются рынки и интересы, почему бы и нет?

Полнаую версию публикации читайте в газете «Ваше дело» от 28. 01.2008.

=2054


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!