Новости

Наружная реклама: где планка этичности?

05.12.2008
Количество просмотров: 1127

Прошла встреча, где обсудили вопросы этичности рекламы. Организаторами выступили администрация Барнаула, кафедра рекламы и связей с общественностью ААЭП и  «Молодые журналисты Алтая».

Обществу были предложены для обсуждения следующие вопросы:

— Социально-ориентировочные функции рекламы

— Роль реклам в формировании образа города

— До какого уровня можно опускать «планку этичности», и к чему ведет ее опускание

— Саморегулирование рекламы: кто «за»?

В части количества высказанных мнений встреча получилась весьма насыщенной. Но, по оценкам ряда участников, не продуктивной. «Эта встреча – из разряда «а поговорить», — высказалась одна из гостей круглого стола. Так или иначе, а «поговорить» растянулось на два часа, и большинство участвовало в разговоре до победного конца.

Ольга Чернега, зав. каф. Рекламы и связей с общественностью ААЭП открыла встречу любопытной презентацией принтов. Характеризуя подборку, г-жа Чернега отметила, что «не рискнула показать презентацию студентам». При этом собранию были продемонстрированы макеты D&G, Toyota, «Евросети» и «Эльдорадо».

Спикеры много говорили о критериях эстетики, выдвигали свои версии на предмет планки этичности в рекламе: может ли она быть в принципе и, если может, то кто имеет право ее устанавливать. При этом у участников встречи не было единого понятия этики, эстетики и нравственности, — каждый оперировал собственными представлениями. Разумеется, в чем-то они пересекались, поэтому нельзя сказать, что разговор шел на разных языках. Вот, например, как высказался в начале встречи Борис Черниченко, замглавы администрации Барнаула: «К сожалению, закон не всегда может дать ответ: что порочит честь девушки, а что – нет, что можно считать этичным. Поэтому реклама должна быть осторожной! Конечно, она должна раздражать потребителя. Но раздражать по-нормальному!». Далее г-н Черниченко пожелал собранию найти пути к этому результату и откланялся. А аудитория принялась обсуждать варианты.

Борис Черниченко, замглавы администрации Барнаула: «Мне, например, нравится реклама «Мама, пристегни меня!», и не нравится «Скажи наркотикам нет». Как у нас шутят по этому поводу, это как же надо наширяться, чтобы с наркотиками разговаривать?

Оставляя за рамками эмоции, личные «потребительские» мнения и многочисленные обращения к теме «Евросети» и известнейшей в Барнауле истории со щитом белья Palmetta, отметим, что основным содержательным элементом беседы стал некий орган саморегулирования отрасли. А «само», потому что, как сказала одна из участниц, « … закон о рекламе у нас еще «пионерский», и не охватывает все, что требуется. Многие вещи законодательно не прописаны, но обязательно подлежат регулированию. Ведь многие рекламные проекты не только не эстетичны, но и социально опасны, нравственно не безопасны!». Кроме того, государство с точки зрения регулятора спорной, этической составляющей рекламы запросто может создать «эффекта слона». Таким образом, пришли к мнению, что в отрасли в этом смысле возможно только саморегулирование.

Наталья Сурилова, глава РА «Проспект»: «Нам остро не хватает законодательного регулирования в нашей сфере деятельности. Насколько бы я ни была социально ответственной, я не имею права осуществлять свою деятельность вне правового поля: у меня, как у оператора, оказывающего услуги по размещению, нет правовых оснований отказать рекламодателю в размещении только потому, что я считаю его макет не этичным».

Как отметил директор РА «Санди» Алексей Тормин, еще в 1991 году в Барнауле были разговоры о создании при администрации города некой структуры по вопросам этики в рекламе. «Так давайте создадим сейчас!», — прозвучали голоса. «Так уже есть», — ответили им другие, принадлежащие членам общественного совета по рекламе при мэрии Барнаула. «А почему там нет психологов, филологов, членов общественных организаций?» «А потому что Совет создавался по нашей инициативе и для решения наших весьма определенных задач – прежде всего, для реализации концепции наружной рекламы. Но мы готовы расширить состав Совета и его функции…. », — примерно такой может быть сокращенная версия дискуссии.

Валерий Зырянов, директор РА «Дельфин»: «Основной регулятор в рекламе, кроме закона – это потребитель. Если реклама на него не действует, не работает, никакой заказчик не будет вбухивать в миллионы в нерабочий инструмент! Да, рынок тоже не всегда прав. Но кому еще отдать на откуп право решать?»

В результате было решено следующее:

— обдумать расширенный состав Совета и механизм интеграции новых участников. Так, собрание пришло к мнению, что туда должны входить и потребители рекламы. «Но ориентироваться на недовольных бабушек нельзя. Отбор может осуществляться по принципу сбора состава суда присяжных. И получится своего рода фокус-группа, результаты работы которой уже будет авторитетен для заказчика рекламы с низкой планкой этичности».

— расширенный общественный совет или иная структура, будет «регулировать сферу, разрабатывать документы и лоббировать определенные вещи на законодательном уровне. Этот орган осложнит работу рекламистов, но, возможно, поспособствует улучшению обстановки в области этики и нравственности в рекламе».

— стенограмму дискуссии представить г-ну Черниченко с тем, чтобы на ее основе было принято некое окончательное конструктивное решение.

Ирина Хомутова, глава РГ «Город»: «Во многих городах есть концепция наружной рекламы, и она работает. И поэтому там все более гармонично в том числе и с точки зрения того, как реклама вписывается в контекст города. Сейчас и в Барнауле Общественный совет по рекламе работает над концепцией».

=3177


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!