Редакция портала:

(3852) 38-40-64

editor@rekportal.ru

Обзор

Ребрендинг библиотек: утопия или реальность?

Количество просмотров: 91217.08.2017

Пять лет назад Рекпортал рассказывал о семинаре «Брендинг библиотек», где выступал маркетолог Алексей Клоц. На семинаре он предложил отличный ход для модернизации библиотек края: на принципах сквозной айдентики создать единый бренд, использовать его для оформления интерьера, экстерьера и сайтов.

Бибилотека
Кроме того, Алексей Клоц рассмотрел варианты развития библиотек, пути совершенствования услуг, создания качественного нейминга и бренда, подчеркнув, что особое внимание необходимо уделить цифровой среде и разработке краевой программы модернизации библиотек. Обо всем этом писалось в публикации под заголовком «Как стряхнуть пыль с библиотек?». Рекпортал решил вернуться к теме и посмотреть, что за это время изменилось в библиотечной среде.

«Шишковка» с оцифровкой и без дизайна

В 2012 году разговоры о модернизации библиотек начались не только в Барнауле, но и по всей стране. Необходимость изменений была очевидна: города становились все более современными, а библиотеки ветшали и не знали, куда плыть в море новой цифровой реальности. Перемены запустились с того, что библиотеки стали встраиваться в интернет пространство и заниматься оцифровкой изданий.

К примеру, Алтайская краевая библиотека имени Шишкова, которую в народе ласково называют «Шишковка», за пять лет целиком вписалась в цифровую среду. Это заметно по сайту, где есть электронный каталог и возможность воспользоваться удаленным доступом к электронным ресурсам. Кроме выхода в интернет, «Шишковка» активно развивает группы в соцсетях и событийные проекты. Встречи с писателями, выставки, события по продвижению книг и культуры чтения — это общий тренд по стране: библиотеки пытаются быть центрами интеллектуального досуга и через мероприятия общаться с читателями.

13_02

Однако аудитория событийных проектов, как правило, — от 40 лет и выше. Внимание молодёжи библиотечные события не сильно привлекают, за исключением «Библионочи». Молодежь бывает в библиотеке по учебным делам, когда же учеба заканчивается, о библиотеке забывают. Одна из причин этого — внутренняя атмосфера библиотеки. Как бы её не пытались осовременить, в представлении молодого поколения она всё равно продолжает ассоциироваться с прошлым: недружелюбные залы, неуютная обстановка, устаревшие каталоги.

Что точно сегодня не хватает «Шишковке» и другим городским библиотекам, так это современного дизайн подхода и разработки визуальной системы. Отсутствие дизайна ощущается не только в библиотеке, но и на сайте, который оставляет впечатление больше официоза, чем комфортного ресурса для людей. Спорят между собой цветовые решения логотипа, плашек разделов и иллюстраций в слайдере. К слову о логотипе, его изменили: из монохромного и безликого, где с трудом можно было разобрать стопку листов и перо, он превратился в понятный. В основу графического решения выбрали фигуру В. Я. Шишкова.

Шишкова1 Шишкова
Ядринцева1 Башунова

Хоть и без продуманного дизайна, но «Шишковка» движется по мере сил, стараясь уйти от определения «хранилище книг», в сторону живой библиотеки. Получится ли у нее создать комфортное пространство, разработать фирменный стиль, обновить сайт и стать актуальным центром информации для молодого поколения, а не только писательской среды региона? Это вопрос.

Библиотеки и маркетинг услуг

Изменения в «Шишковке» в целом отражают схожую ситуацию по регионам. Что же касается Москвы и Санкт-Петербурга, там ребрендинг библиотек запустили в 2012 году на основе бизнес-подхода с выбором позиционирования и нацеленностью на предоставление доступных, комфортных услуг для людей. В пилотном проекте участвовало несколько библиотек и сейчас уже есть результаты.

Библиотека Гоголя в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1918 года. Сегодня в её старых снимках можно узнать типичные библиотеки Барнаула. В 2013 году было принято решение о кардинальных изменениях в концепции и интерьере. Библиотеку стали позиционировать как «третье место», то есть то место, куда человек пойдёт после работы, учёбы или дома. Дизайн-проект библиотеки разработало архитектурное бюро «Kidz», при участии самих библиотекарей. Вместе они соединили в интерьере классические формы со скандинавским дизайном. Получилось современное арт-пространство, объединившее в себе коворкинг.

Гоголя

Российская государственная библиотека для молодёжи в прошлом году отметила свой юбилей — 50 лет со дня открытия. Сегодня она считается одной из самых ярких в нашей стране. В 2009 году там провели ремонт, добавив в дизайн интерьера много цвета, и организовав большое количество новых зон. Например, там начал свою работу первый в России Центр комиксов. Также библиотека необычна тем, что контакт посетителя с рабочим персоналом минимизирован, что обеспечивает ко всему максимально свободный доступ. Пользователь может сам искать и выбирать необходимые книги, записывать их на свой читательский билет и сдавать в любое удобное время, даже когда библиотека не работает.

Для молодежи

Библиотека имени Ф. М. Достоевского работает непрерывно с 1907 года. Она стала одной из первых модернизированных библиотек столицы. В качестве концепции взяли идею «библиотеки в большом городе», основанную на работе и взаимодействии с городскими сообществами. Над дизайном работали создатель магазина «Фаланстер» Борис Куприянов и архитектурное бюро Svesmi. Главной задачей стал отказ от стереотипов о библиотеках, как об оторванных от городской жизни хранилищах пыльных книг с недоброжелательными сотрудниками.

Изменения в библиотеке произошли серьёзные. Всё лишнее убрали, включая шторы и цветы на подоконниках. Оставили самое необходимое, в духе минимализма. Такой подход значительно увеличил пространство библиотеки, несмотря на то, что стеллажей с книгами стало больше. А большие открытые окна, светлая мебель и белые стены наполнили пространство воздухом.

В библиотеке упростили форму записи. Теперь для того чтобы почитать книгу внутри библиотеки регистрация и вовсе стала не нужна. Это необходимо только тогда, когда человек хочет забрать произведение с собой.

Достоевского

Позитивные перемены в библиотечной среде коснулись не только столичных читален. В этом году Красноярская библиотека презентовала новый фирменный стиль. Разработало его креативное агентство «ИнтекМедиа». В основе логотипа — видоизмененные первые буквы официального названия библиотеки, которые выполнены с элементами конструктивизма 30-х годов XX века. Как сообщает сайт агентства, в новом фирменном стиле библиотеки Красноярского края необходимо было показать соответствие времени, технологиям и при этом связь с традициями. Библиотека — это разно-форматное культурно-информационное пространство. Стиль получился смелым, живым с хорошей типографикой.

7-md

Как видно, библиотечная реформа в стране идет. Скорее всего, она дойдет и до алтайской библиотечной системы. И наши библиотеки созреют до заметных перемен, станут центром притяжения с современными интерьерами, навигацией, дизайном. Потому что библиотеки и есть часть комфортного городского пространства.

Автор — Анастасия Булатова

Комментарии (1)
25.08.2017 12:49:27
admin 

Положу тут, может Шишковке пригодится:))) Фото необычной библиотеки в Мехико.


Добавить свой комментарий
Ваше имя или никнейм
Эл. почта
Текст комментария
Изображение (вы можете загрузить сюда изображение
с расширением .jpg, .gif, .png).
Введите символы с картинки
Комментировать!
Зарегистрироваться на сайте