Пространство города

MDVA studio: критерии оценки качества рекламы на фасадах

12.10.2017
Количество просмотров: 3710

Впервые в обсуждении наружной рекламы в городе принимают участие архитекторы MDVA studio Максим Максименко и Дмитрий Индюков.

Они объёмно высказались о проблеме рекламы на фасадах и предложили свои методы улучшения, взяв для примера баннеры на Молодежном театре Алтая, политехническом, филармонии.

Максим МАКСИМЕНКО, архитектурное бюро MDVA studio:

MaximЕсли рассматривать вопрос в целом, то мы как архитекторы против размещения стационарных рекламных конструкций на фасадах зданий, если это не было заложено в архитектурном проекте изначально. Каждый конкретный фасад создан автором как законченный самодостаточный объект, любое вмешательство в который разрушает систему и вносит дисгармонию. Ошибочно считать, что размещение новых элементов на глухих участках стен никак не влияет на общую структуру фасада. Свободные от архитектурных элементов плоскости фасада также важны для общей композиции, как и фрагменты насыщенные элементами. Аналогично в музыке паузы между нотами также важны, как и сами ноты. Более того, паузы определяют индивидуальную мелодию, создают музыку — уникальный архитектурный образ. Конечно, стоит отметить, что в этом запрещающем правиле, как и в любом другом, мы допускаем исключения, которые могут быть в случае очень тонкой интеграции рекламных «нот» в архитектурную «мелодию».

При этом мы признаём, что в отдельных случаях размещение определенного рода информации на зданиях возможно. В большинстве случаев это связано с проведением краткосрочных мероприятий и торжеств. Художественный музей в Берлине Altes Museum — хороший пример интеграции временных афиш проходящих выставок в архитектуру классического здания. Другой вариант — нарочитое игнорирование архитектуры и акцентированное размещение временной информации поверх фасада — очень сложный в практике прием, требующий тонкого художественного осмысления.

МТ Молодежный Театр_после

Хотелось бы еще раз отметить, что при необходимости размещении какой-либо информации на фасаде, а в особенности рекламы, необходимо работать с композицией всего фасада. Это полноценная сложная творческая задача. Если в результате проведенного поиска допустимого решения оказывается, что в данном случае разместить на фасаде рекламу без ущерба восприятия здания и окружающей среды невозможно, то следует отказаться от этой идеи и перейти к поиску других вариантов размещения информации в городской среде. Приоритетный принцип «здания — не подставки для рекламы».

Если все же говорить о существующей на данный момент наружной рекламе на фасадах образовательных и культурных учреждений в городе Барнауле, то можно выделить несколько критериев оценки ее качества.

Отношение к архитектуре. Существующие баннерные растяжки преимущественно игнорируют архитектурное решение фасадов. Реклама и афиши размещаются без учета пропорций, пластики фасадов, архитектурных деталей, начинают замещать собой элементы здания (козырек на Драмтеатре).

театр драмы (3) театр драмы01

Целесообразность. Часть баннеров несут либо устаревшую, либо избыточную информацию, размещение которой в городском пространстве на наш взгляд абсолютно не целесообразно.

Например, на фасаде корпуса АлтГУ по ул. Молодежной размещен список факультетов и специальностей, призывающий абитуриентов подавать документы в приёмную комиссию. Необходимость размещения подобной информации на улицах города под вопросом. Подавляющему большинству горожан она не нужна, абитуриенты же получают подробную информацию о вузах, факультетах и специальностях из специализированных источников, а не прогуливаясь по городу. Если у вуза все же есть желание разместить подобную информацию, то делать это надо на отдельностоящих информационных стендах в непосредственно близости от здания вуза. Примеры есть у того же АлтГУ на проспекте Социалистическом и у АГАУ на Красноармейском.

 АлтГУ- Молодежная Финансовый -Ленина

Уместность. Часть баннеров размещена без анализа потоков пешеходов и транспорта. Они либо плохо просматриваются, либо информация на них становится нечитабельной по причине мелкого шрифта или острого угла обзора. В упомянутом выше примере с баннером на корпусе АлтГУ информация размещена в стороне от основных потоков пешеходов и на неудобной для чтения высоте. Еще пример — баннер Финансового Университета в разрыве между зданиями на проспекте Ленина. Информация расположена так высоко и имеет такой ограниченный угол обзора, что у нас также возникает вопрос о её уместности.

Сомасштабность. Соответствие размера баннера сложившейся градостроительной ситуации вокруг объекта. В случае с Филармонией, например, отсутствует обзор здания с большого расстояния для восприятия крупного баннера на плоскости фасада. На наш взгляд уместнее применить узкую вертикальную растяжку, размещенную перпендикулярно фасаду. Воспринимаемая зрителем область с информацией при этом останется прежней, считываемость улучшится, а время восприятия увеличится. Не говоря уже о том, что данное решение будет намного деликатнее по отношению к памятнику архитектуры, в отличие от существующего баннера.

 Филармония_до Филармония_после — копия

Содержание. Подавляющее количество баннеров выполнено без учета современных требований к визуальной подаче информации. Можно констатировать низкое качество исполнения всех графических элементов, включая общий дизайн, шрифты, изображения, масштаб. Информация вместо пользы для потребителя превращается в визуальный мусор.

Качество конструкций и материалов. Традиционно несущие конструкции для баннеров изготавливаются низкого качества без учета каких-либо эстетических требований и крепятся к фасадам зачастую варварскими способами. Баннерная ткань выгорает и вместо привлечения внимания дает обратный отталкивающий эффект. Все это отрицательно влияет на окружающую нас городскую среду.

Адекватность. Имеется в виду адекватность выбранного средства поставленной задаче. Складывается ощущение, что по инерции любой вопрос (вплоть до ремонта фасада) можно решить размещением баннера.

БылоПолитех_до

Сомнение вызывает размещение поздравительных и хвалебных баннеров. Данные форматы воспринимаются как пережитки прошлого и наследие советского периода, когда это было частью механизма пропаганды. Новое время требует поиска новых способов оформления городского пространства и создания праздничной атмосферы в период торжеств. Растяжка «с праздником» не украшает город, равно как и баннер с хвалебной фразой о «лучшем вузе края» никак не влияет на уровень образования в нем.

Кроме того, праздничные временные растяжки зачастую превращаются в долговременные баннеры. Поздравительный текст на таких баннерах носит максимально общий характер без привязки к конкретному мероприятию, что позволяет не снимать баннер в течение нескольких месяцев, а то и лет.

СталоПолитех_после

В результате имеем острое несоответствие того уровня культуры и образования, которые заявляются учреждениями города, и того отношения этих учреждений к своим собственным зданиям, вывескам и рекламе. Знаковые городские объекты, призванные воспитывать в горожанах чувство прекрасного и способные одним своим видом обогащать городскую среду, в действительности осквернены бездумно размещенными рекламными конструкциями низкого качества. Это снижает статус и авторитет самих учреждений, а также компрометирует руководство города и края.

Наше предложение — работа со знаковыми городскими объектами, к которым в том числе относятся учреждения культуры и образования, будь то ремонт фасадов, установка вывески или рекламы должна вестись исключительно с индивидуальным подходом под руководством команды специалистов из разных областей (архитекторы, графические дизайнеры, историки). При этом обязательной стадией является разработка и защита проекта, в котором бы обосновывались принятые решения. Для остальной рядовой городской застройки можно и нужно разрабатывать регламенты размещения вывесок и рекламы.

Авторы — Максим Максименко, Дмитрий Индюков

=4459


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!