Персоны

«Заказчику приходится разбираться, почему у него красиво, а у конкурента – очень красиво»

06.10.2008
Количество просмотров: 1779

Фотограф Владимир Вдовин о рынке коммерческой фотографии, фотоработах для компаний «Алтайкокс»,  «Мельник». заказчиках и ценах на услуги.

«Нам все равно плюс»

 Владимир, наш регион представляется весьма узким рынком с точки зрения производства рекламы. Вместе с тем, свои услуги в области коммерческой фотографии предлагает масса людей. Как это соотносится?

— Рынок действительно очень узкий. Я бы даже сказал, что его нет. Ведь что такое рынок: когда есть покупатель, продавец и конкурентоспособные отношения. У нас же нет критической массы покупающей стороны, фотографов в разы больше, чем заказчиков. И пока клиентская прослойка не увеличится, рынок не появится. Вместо трех газет нужно 30, вместо двух журналов – 10. И так далее. А сейчас, хотя рынка и нет, но есть конкуренция, и она большая. Цифровая эра открыла горизонты для всех: то, чего мы добивались едва ли не десятилетиями, сейчас достигается за месяц, — настолько технологии позволяют сейчас неподготовленному фотографу сделать хороший кадр. И делают, хотя и по принципу «из пушки по воробьям». А без знания композиции, света и прочих основ иначе и не может быть. Так или иначе, а это хорошо: у заказчика появился выбор, и ему теперь нужно разбираться. Раньше он выбирал по принципу «резко — не резко». А сейчас все резко и все красиво. И заказчику приходится включать голову, чтобы разобраться в этом большом фотографическом потоке и понять, почему у него просто красиво, а у конкурента – очень красиво.

 И как они это понимают, — если понимают?

— Клиенты часто ходят по кругу: как правило, каждый клиент у каждого фотографа когда-либо снимался. И обойдя это круг, попробовав все варианты на собственной шкуре, заказчик понимает разницу. К сожалению, не многие компании могут себе позволить консалтинг в этой области или вообще думают об этом. А между тем, это весьма полезно. Бывает, клиент звонит, говоря: «Я твои цены не потяну, но не мог бы ты фотографии посмотреть, — стоит с этим фотографом работать или нет?». Без проблем, я даю такие консультации. Но большинство запросто без этого обходится: есть дыра на полосе, ее нужно чем-то заткнуть, — и все равно, чем. Правда, бывает и совсем по-другому: клиенты идут в Новосибирск, полагая, что там им сделают рекламу профессиональнее. Собственно, и из Новосибирска к нам обращаются по такому же принципу…. Заказчики не понимают, что пока они не будут заказывать у себя в регионе, не будут «выращивать» своих специалистов, они никогда не получат нужного качества. И поэтому многие фотографы уходят в Интернет, продают свои работы в другие регионы. А потом ситуация придет к тому, что местный заказчик будет через Интернет покупать у нас наши работы. Нам, фотографам, в любом случае плюс, если покупают наши работы. Но так не становится доверия больше, вот что жалко.

Владимир Вдовин: «Бывает, что клиент говорит «сделай, как ты это видишь». В этом случае я, прежде всего, отправляю заказчика к дизайнеру, они что-то обсуждают, и только после этого начинаю работать я»

Быстрее все «схватывают» те клиенты, которые вышли на федеральный или международный уровень. Например, это «Алтайкокс», «Алтайфорест», «Мельник». Они работают на крупных российских и международных выставках, где есть возможность сравнить свои буклеты и прочие материалы с другими регионами, странами. И вот там все видно: что просто каталожная реклама не проходит, там работают имидж, стиль… В результате наши компании пытаются до этого уровня дотянуться. И вот что здорово: в крае есть такие компании, на которых равняются, — например, к таким относится «Мельник».

Что позволяет вам так думать?

— А все просто: звонят заказчики из Москвы и требуют команду, которая делала проекты для «Мельника»! И это заслуга не фотографа, а рекламодателя, который все вовремя понял.

«В лицо нужно вкладывать»

В идеале заказчик должен быть включенным в рабочий процесс или его задача довериться и устраниться?

— Мне легко работается, когда заказчику интересно, и он включается в работу: помогает идеями, и материально, конечно. И я не о гонораре сейчас говорю: если нужно купить какой-то аксессуар задорого, — значит нужно. А это часто бывает камнем преткновения: люди хотят, ничего не вкладывая в снимок, получить красиво. Такого не бывает. Или вот, например, клиенты часто не хотят нанимать фуд-декоратора. А в кадре должна быть красивая еда! Говорят, вы сами без дополнительного специалиста там порежьте, разложите, намажьте. Да, мы можем сделать это сами. Но получится-то не так. И приходится убеждать заказчика, что нужна команда, где каждый занимается своим делом. Когда картинка получается, заказчик видит, что не зря все это. А заранее убедить бывает сложно.

В последнее время компании стали активно использовать в своей рекламе «местную» фактуру, отходя от клипартов. Возможно, недалек и тот момент, когда у алтайских фирм в массовом порядке появится «лица компании»?

— Действительно, за два – три года в этом смысле мы сильно продвинулись. Например, когда мы начинали работать с компанией «Мэйтан», все заканчивалось обработкой клипартов. Сейчас они уже поняли, что наши девушки могут представлять их продукцию, они вполне конкурентоспособны. И несколько последних съемок мы проводили уже с участием наших моделей.

Но нам еще очень далеко до того, что у предприятий появятся «лица» в классическом понимании. Ведь мало найти лицо, в него же нужно еще и вкладывать. Да и найти сложно: нельзя же взять человека с улицы и назначить его лицом компании. Человек должен что-то собой представлять, быть известным, обладать какой-то харизмой. А таких в Барнауле очень мало. А те, что есть, уже засветились в нескольких проектах. Но все-таки есть удачные примеры. Скажем, «Скаут» представляет один и тот же персонаж уже три года. И, как мне кажется, очень успешно.

Если прикинуть соотношение спроса на рекламную и бытовую фотографию, — последняя перевешивает?

— Конечно. Это и детские съемки, и свадебные, и портфолио… Кстати, о нем. Портфолио – модное слово, а вообще это просто фотосерия, когда человека снимают в нескольких образах, которые представляют его в нужном свете. Это могут быть профессиональные образы, личные, — по-разному. Иногда приносят журнал, показывают там снимок и говорят: «хочу также». По-возможности сделаем. Сейчас, кстати, и мужчины стали обращаться за фотосерией. Это не только те, кто пробует себя в модельном бизнесе. Это и деловые люди, которые где-то представляют себя и хотят иметь для этой цели хорошие снимки. В последнее время портфолио требуется и при устройстве на работу: во многих компаниях хотят знать, как соискатель выглядит в офисной одежде, спортивной и так далее. Ведь это раньше считалось, что только секретарь должна хорошо выглядеть. Сейчас компании набирают представительных менеджеров, другой персонал.

Владимир Вдовин: Фотографа надо выбирать не по лейблу или фамилии, а по работам. Скажем, приходит ко мне заказчик, показывает мою же работу и, не зная об этом, просит: «сделай мне также». Вот это здорово.

«На шаг впереди»

А насколько востребованы услуги фотографа у политиков, чиновников?

— И они не исключение: им тоже нужны профессиональные художественные фотографии! И, надо сказать, с этой категорией клиентов работать интересно и комфортно. Эти люди привыкли к прессе, адекватно и уважительно воспринимают фотографов. Они знают, для чего мы и отдают нам должное. Сейчас у нашей студии договор с Администрацией края. И нам это интересно с профессиональной точки зрения: например, удалось поработать в «Кремлевском пуле» с московской командой в предвыборную кампанию нынешнего президента.

Ну и как работалось с первым лицом государства?

— Прекрасно! Мы получили большое удовольствие. И вообще я горд, что так все сложилось, и нашу студию выбрали для работы над образом президента. Но нельзя сказать, что теперь с местными политиками не интересно. Ведь очень много значит личный фактор. Если модель сама по себе интересна, и можно выстроить совместную работу на результат, то не важно, президент это или районный руководитель.

Можно предположить, что рекламная фотография – удовольствие для заказчика недешевое. Особенно при озвученном вами подходе, когда каждый занимается своим делом…

— Бывает по-разному. Вот, скажем, я снимал рекламу известного в городе производителя, там был бюджет 6 тыс. руб. А через месяц я снимал свадьбу дочери генерального директора этой компании, там бюджет был 60 тыс. руб. Вообще прайс формируется на основе накладных расходов и трудозатрат: обсчитывается время работы и ее сложность, редко, но и риски работы. Иногда занятость студии влияет на цену. Мы редко, но прибегаем к «двойному тарифу», – если очень срочно нужно заказчику. Так или иначе, мы закладываем 30% прибыли. Если этого не сделать, не учесть какой-то процент случайности, дело можно загубить.

А как его можно развить?

— Моя студия упакована на 100% по последнему слову техники. Это практически лучший комплект аппаратуры, который существует в городе. Для местного уровня, для тех целей, которые перед нами ставит заказчик, наш уровень технического оснащения даже выше. Так что мы идем на шаг впереди наших клиентов.

«Вот тебе и экстрим»

Фотографы часто спорят, что лучше — Nikon или Canon. Равно как и про пленку с цифрой и ч/б с цветом. Вам в этом смысле что ближе?

— Я считаю, это нелепый спор — что лучше. Просто есть две равнозначные систем, и какая-то из них в определенный период другую обгоняет. Систему человек выбирает сердцем, — как автомобиль. Что касается пленки/цифры… Это тоже все личностное. Недавно я ездил в Горный Алтай, взял с собой пленку и получил массу положительных эмоций, общаясь с этим материалом. Серебро – оно живое, душевное. И когда получаешь фотографии, немного с зерном, с техническими дефектами, с точки зрения заказчика это может быть и непонятно. Но это больше, чем качество. Серебро – это природа, а цифра – это технология. Но работаем мы на цифре – это дешевле, быстрее и эффективнее.

И про цвет. Все зависит от условий, от заказа. Мне нравится цвет, если он уместен. Если он помогает, влияет на восприятие фотографии – он мне нравится. Если мешает — мне нравится ч/б.

Владимир, у вас реноме студийно-гламурного фотографа. А есть в активе экстремальные съемки?

— Любая съемка может быть экстремальной. И съемки для последнего буклета «Алтайфореста» это показали. Казалось бы, ничего страшного: просто нужно залезть на 30-40 метров вверх по пожарной вышке. Но дело в том, что до меня туда давно никто не лазил и не проверял надежность. Еще был проливной дождь и шквальный ветер, а снимать нужно именно сейчас! Вот тебе и экстрим. Бывало, что движущийся товарный состав приходилось снимать очень близко. И стоя на нем в движении… Так что хватает у меня экстрима.

В последнее время в рекламной среде стало модным делать из рабочего процесса некое шоу. Что-то вроде предварительного промо для конечного результата и, собственно, для исполнителя. У вас это практикуется?

— Мы всегда жалеем, что не делаем этого. Уж так получается что мы, рекламщики, не умеем себя рекламировать. И ведь сам процесс часто гораздо интересней, нежели готовый рекламный продукт! Иногда бывают технически сложные съемки, иногда казусные моменты и мы жалеем, что это не заснято. Это постоянно приходит в голову, это интересно и заказчику. Просто пока, наверное, это невозможно осуществить – сложно потом прокатать созданный промо-ролик. А если говорить о фотографиях… Игорь Голованов к этому всегда очень ревностно относится. Я всегда у него снимаю рабочий процесс, и он вполне успешно этим пользуется, — в прессе, еще где-то. Наверное, фотографов жизнь еще не поставила в такие конкурентные условия, чтобы мы об этом всерьез задумались. Критическая масса этого рынка пока не набралась.

 Досье: Владимир Николаевич Вдовин родился 15 мая 1972 года. Фотодело начал осваивать с шести лет. «К фотографии меня «привел» папа. Парни его поколения делились на тех, кто играет на гитаре и тех, кто фотографирует. Вот мой папа – фотографировал. И мне дал в руки камеру, позволил печатать фотографии, проявлять пленки…».

Г-н Вдовин окончил два вуза. В МГУ он получил профессию фотожурналиста, а в АлтГТУ – строителя-архитектора. В 1999 году Владимир Вдовин основал фотостудию «Авторитет». Г-н Вдовин любит работать в команде. «Когда все подчинено общей цели, можно работать в бешеном ритме очень много времени, и получать от этого кайф. И я даже согласен быть в команде вторым. Но только если четко знаю, что первый прекрасно понимает, что он делает и может нести всю ответственность».

Владимир Вдовин женат, воспитывает сына. О своих увлечениях г-н Вдовин говорит так: «Я получаю большое удовольствие от путешествий. Но я турист не экстремальный, а матрасный». Кроме того, г-н Вдовин любит бильярд и боулинг.

=3899


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (0)
Добавить свой комментарий

Current ye@r *