Персоны

Мария Пономарёва — о дизайне и жизни в Нью-Йорке

30.07.2018
Количество просмотров: 9110

Между Алтаем и Нью-Йорком разница полярная во времени. Но это не помешало состыковаться с дизайнером и независимым арт-директором Марией Пономарёвой.

Так получилось долгожданное интервью о бренде Нижнего Новгорода, дизайне упаковки, русском визуальном коде и жизни в городе больших возможностей.

Проект словил хайп

Когда-то Мария Пономарёва уехала из Нижнего Новгорода в Москву, имея образование учителя рисования и понимание, что этого не хватает для профессии дизайнера. Поступила в Британскую высшую школу дизайна, на курс по подготовке арт-директоров «Визуальные коммуникации». Для дипломного проекта выбрала тему «Визуальная идентификация Нижнего Новгорода».

— Эта работа стала точкой отсчёта?

— Скорее — важным этапом. Мне хотелось сделать приятно родному городу, которым я горжусь. И хотелось немного просветить людей, чтобы они не путали Великий Новгород и Нижний Новгород. В одном живут новгородцы, в другом — нижегородцы. Еще хотелось сказать, что хохлома, которую все знают в мире — она из Нижнего Новгорода. Наш город — родина художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. И в логотипе я соединила три смысла: хохлому, излучину реки, очертания башни. В визуальную систему включила иллюстрации и декоративные элементы: олень добавлен из герба города, «Русская Венера» появилась из художественного музея, шрифт разработан под влиянием работ нижегородской художницы. Получился конструктор, который можно по-разному собирать и использовать.

В 2010 я защитила свой диплом и припрятала его. У меня была надежда, продвинуть визуальный стиль самостоятельно. Я писала письма, звонила, пыталась связаться с правительством Нижегородской области. Но тогда не было департамента, который бы занимался дизайном. Это было восемь лет назад, в России в то время мало кто делал айдентику для городов. Это позже случился бум и стало модно. Люди поняли, что можно словить хайп на таких проектах. Тогда ещё и слова «хайп» в обиходе российских обывателей не было. Хайп был, а слова не было.

Получилось так, что год прошел и — ничего. Думаю: «Эх, была не была. Поставлю работу в портфолио». Дальше проект разлетелся по СМИ, поднял большой шум на нижегородских форумах и собрал награды нескольких профессиональных фестивалей. Кому-то дико нравилось, кому-то дико не нравилось, но я поняла, что большинству он пришелся по душе.

И каким-то волшебным образом это дошло до городской администрации, айдентику в 2013 году приобрел департамент туризма и сейчас применяет в сувенирах и городской среде. Недавно мне прислали фотографии, где логотип нанесен на канализационные люки, — хорошо получилось. К сожалению, администрация использует только логотип и не всегда на основе гайдлайна — это меня расстраивает. Может еще через несколько лет увидят, что есть целая визуальная система со своей стилистикой иллюстраций и декоративными элементами.

Стартап — счастливое совпадение

Пока бушевали страсти из-за туристического бренда Нижнего Новгорода, Мария работала в небольшом бутиковом агентстве. Одной из ярких работ того периода стала этикетка подарочного вина с заячьими ушками к году Кролика. Этикетка «выстрелила» и получила награду влиятельного конкурса дизайна упаковки Pentawards. На церемонию награждения пришлось отправиться в командировку в Нью-Йорк.

— Тогда и случилась любовь к Нью-Йорку?

— Я даже не думала, что мне понравится этот город. Но он меня очаровал, я влюбилась в него с первых шагов. Город разрушил все стереотипы, которые были в голове до встречи с ним. Что это большой муравейник, что небоскребы на тебя давят, что невозможно находиться, где все бегут куда-то. Отчасти это так, это происходит в двух небольших по площади участках Манхэттена. Остальной Нью-Йорк прекрасен. Позже, когда я уже работала в брендинговом агентстве Depot WPF, приезжала в Нью-Йорк еще несколько раз. Город стал моей мечтой. И как только появилась возможность, я воспользовалась шансом перебраться сюда.

Произошло всё абсолютно случайно, что называется, подфартило: меня пригласили в акселератор компании Samsung, сейчас он называется Samsung NEXT. Здесь спонсируются молодые стартапы, дают офис, платят зарплату, развивают. К сожалению, стартап, в котором я участвовала, через год закрыли. Но, я получила прекрасный опыт работы в международной команде, и шанс пожить в любимом городе.

Сейчас идет второй год с тех пор, как мы сюда перебрались. Если характеризовать Нью-Йорк одним словом — это будет слово выбор. Огромный выбор всего: будь то работа в лучших дизайнерских агентствах мира или профессиональные события и конференции, будь то выбор лучших музеев, театров или любой кухни мира.

Нью-Йорк, Нью-Йорк…

Для жизни удалось найти оптимальный вариант в получасе езды от Манхэттена — в Джерси сити. Отсюда довольно близко добираться до гущи событий, а цены на проживание ниже, чем в Бруклине. Жильё находится в интересном здании — это исторический комплекс в стиле ар-деко, объект культурного наследия. Раньше здесь был госпиталь, где лечили президентов и селебрити. Он какое-то время пустовал, потом его купила компания, сделала реконструкцию и начала сдавать квартиры.

— Что видно из окна дома в стиле ар-деко?

— Здесь шикарные виды, что для меня важно — я же визуальный человек. У нас виден Гудзонский залив и немножко видно статую Свободы. Нью-Йорк считается энциклопедией архитектуры XX века и мы стараемся делать вылазки в город в выходные и не перестаем удивляться, столько тут культурных пластов. И люди доброжелательные, готовы прийти на помощь, даже когда ты об этом не просишь. У меня много было таких эпизодов, когда я останавливалась, чтобы найти на карте здание, ко мне подходили помочь. Могут просто так сказать: «Какие классные у тебя кроссовки или как ты классно выглядишь». И пойти дальше. Это дико поднимает настроение. Языкового барьера нет, потому что большинство людей говорят с акцентом, в какое-то время они сами перебрались сюда и тебя принимают таким, какой ты есть.

Что ещё здесь удивляет. Как такой мегаполис гармонично вписывается в природную среду? Часто встречаю диких животных: на набережной разгуливают жирные гусиные стаи, много белочек, енотов, оленей. Недавно были в Вашингтоне и видели оленей прямо в городе. Такое в России трудно себе представить и мне кажется, что это зависит от отношения людей.

Визуальный русский код

Сейчас Мария Пономарёва планирует активнее работать с клиентами из США. Заказчики продолжают находить её по профилю на Бехансе, либо сарафанное радио работает. Обращается много нью-йоркских хедхантеров, было одно предложение, которое очень понравилось, но это случилось накануне декретного отпуска.

— Какое впечатление с берегов Гудзона от российского дизайна?

— Вижу, что он развивается, по сравнению с тем, когда я только начинала работать. Кроме Британки появился сильный факультет в Высшей школе экономики, конкуренция на рынке дизайна растёт — это мотивирует. Заказчики становятся более образованные, не могу сказать, что все. Больше клиентов приходит за смелыми идеями в упаковке. Единственно, сейчас кризисная история, я чувствую это на себе. Клиент готов всё меньше тратить денег в упаковке. Например, у меня перестали заказывать структурный дизайн, приходят с готовыми развёртками, просят сделать только графику. Экономят на эффектах печати и бумаге. Я стараюсь за счет дизайна это компенсировать. В частности, когда рисовала упаковку с чайником на колёсиках для компании «Медовый дом», я знала, что будет простой картон. И неслучайно сделала имитацию фактуры бумаги, если бы была чистая плашка, стало видно, что это дешево. А так — иллюзия французской классной бумаги.

— В ваших работах заметны традиции книжной иллюстрации. Это и есть русский визуальный код?

— Мне хотелось каким-то образом в свои проекты внедрять русскую культуру. В упаковке «Травы и пчёлы» у меня была идея сказки. Чем дальше, тем больше идея русскости стала получаться. В последней работе для «Медового дома» у меня был референс — жостовские подносы, черные, расписанные цветами. Не знаю, насколько это считывают покупатели? Но для меня это часть русского визуального кода: декоративность, отсылка к художественным промыслам, сказочные мотивы. Мне кажется, что это про Россию.

Блиц-опрос

Особенность работы арт-директора?

— Арт-директор — это дирижёр. В моем случае дирижёр, который умудряется на скрипочке сыграть, на барабанах постучать. Иногда я под проект собираю команду. Но мне хочется принимать участие не только в качестве руководителя, но и исполнителя. Люблю поковыряться в иллюстрациях, сделать фотосъёмку. Я понимаю, что это мешает мне вырасти в агентство. Но ничего не могу с собой поделать, считаю, что работа должна приносить удовольствие.

Можно воспитать визуальный вкус?

— Родители и среда формируют визуальный вкус, если с этим не повезло, нужно самостоятельно прикладывать усилия. Я бы советовала больше смотреть проверенных источников, популярных сайтов, смотреть каждый день. Читать про интересные кейсы, где рассказывается, почему дизайнеры пришли к такому решению. Заниматься самообразованием и ходить на выставки.

Как рождаются идеи?

— Это как фитнес, приходишь в спортзал и ежедневно тренируешь мышцы. Это навык. Научили ему в Британке. Для генерирования идей ставлю себе таймер: 15 минут, чтобы придумать минимум 10 идей. Записываю всё, что приходит на ум в ограниченное время. Потом отсеиваю неудачные идеи. Меня приучила Британка не ждать, когда приходит вдохновение. На первом занятии нужно было нарисовать портрет твоего соседа за 15 минут, потом за 5 минут, потом за минуту. Это был стресс поначалу. Позже привыкаешь и понимаешь, что самые клеевые идеи рождаются быстро. По крайней мере, у меня так.

Как понимаете, что это не ваш клиент?

— Обращаю внимание на первое письмо — это как первое свидание. По письму можно многое понять о собеседнике. Раньше отвечала всем, сейчас просто физически времени не хватает на все запросы реагировать. Откровенный булшит фильтруется мгновенно. Не отвечаю на письмо совсем, если ко мне обращаются не по имени, или делают в нём ошибку. Дальше знакомлюсь с брифом, задаю вопросы и смотрю уровень ответов. Если он меня не устраивает, то работать не буду. Кто проходит этот естественный отбор, тот и на следующих этапах обычно не разочаровывается.

Справка: опыт работы в графическом и коммуникационном дизайне — больше 10 лет. Основная специализация — дизайн упаковки. Обладатель многих профессиональных наград и фестивалей: две премии Red Dot 2016-2017, Cannes Lions 2014, Pentawards 2014 и другие.

Источник — rekportal.ru

=1334


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (4)
Дмитрий:

Хороший материал! Мария — талантливый человек. Надеюсь, она вернется в Россию

31.07.2018 12:11
Zlonn:

Но зачем?

31.07.2018 13:31
admin:

А вот зачем:Владимир Пирожков 20 лет жил в Европе, разрабатывая интерьеры для Citroёn и Toyota. В 2007 году по приглашению Германа Грефа вернулся в Россию, где переключился с автомобильного дизайна на промышленный. Сегодня 49-летний Пирожков возглавляет Инжиниринговый центр прототипирования «Кинетика», который расположен под землей на территории университета МИСиС. Вместе со своей командой дизайнер работает над военными и космическими заказами. В мечтах у Владимира Пирожкова — перейти с оборонки на инновационную гражданку, построить отечественный аэромобиль и запустить магистратуру для суперталантливых студентов.

31.07.2018 14:15
Zlonn:

Ну что ж, ждём когда Греф помашет Маше обеспеченным будущим в сказочном контракте и тогда возможно есть смысл. А пока, Маша, здесь всё по-прежнему.

01.08.2018 18:25
Добавить свой комментарий

Current ye@r *