Персоны

«Каждый должен заниматься своим делом, тогда идея не оскверняется воплощением»

21.04.2008
Количество просмотров: 1863

Интервью с Игорем Головановым, руководителем  «Мастерской видеорекламы», о взаимоотношениях с клиентами и о том, кто тормозит развитие рекламной индустрии.

Игорь, на последнем рекламном фестивале «Идея!» не повторился ваш прошлогодний триумф, ваши работы даже не вошли в шорт-лист. Ослабла креативность или усилился фестиваль?

– В этом году фестивальная планка очень высоко поднялась. Было, на что посмотреть и чему поучиться. Что же касается моих работ… Выставляя их, я заранее понимал, что они нефестивальные. Ну не случилось за год ни одного проекта, с которым можно было уверенно заявляться на такое мероприятие. Ведь «Идея!» – это сейчас второй по значимости рекламный конкурс в стране. Не все клиенты принимают креативные, нестандартные проекты, перестраховываются и из предложенных вариантов выбирают самые обычные. По принципу – «как у всех». Это происходит потому, что креативные идеи не всегда можно рационально проанализировать, зачастую нужно обладать хорошей интуицией. Я даже иногда думаю: может, на свои деньги снять ролик да и подарить его клиенту, чтобы было с чем идти на следующий конкурс?

Вы считаете, что именно клиенты тормозят развитие индустрии?

– Клиенты – это одна сторона проблемы. У большинства наших рекламодателей «ЧП-шное» мышление. Они как раньше на рынке торговали, так сейчас и фирмами руководят. Заказчики боятся доверить это дело профессионалам. Они считают: раз я бизнес построил, значит, везде мое слово последнее. Еще одно часто встречающееся заблуждение клиента звучит так: «Главное – покруче разместить ролик». А над тем, что именно они размещают, не думают и радостно экономят на производстве, тратя огромные деньги на прокат. И в итоге не получают результата, а иначе и быть не может. Ведь хороший, креативный ролик – это тот самый месседж, который пробивает потребителя и дает результат, а плохой в лучшем случае просто проходит незамеченным, в худшем – производит обратный эффект.

За последнее время можно вспомнить очень узкий круг заказчиков, с которыми мне было приятно работать. Это клиент, который знает, чего он хочет, с пониманием относится к своему позиционированию и способен доверять. Пока у нас на рынке нет острой конкуренции продуктов и услуг, нет задачи обернуть свое предложение, как конфетку, в красивую, оригинальную обертку, чтобы потребитель стремился это съесть, так и будет. Кроме того, в компаниях часто нет дееспособной службы маркетинга, где могли бы брать на себя ответственность, создавать стратегии продвижения.

Здесь деньги не крутятся

А вторая сторона проблемы – это собственно производители рекламы?

– У нас есть талантливые люди: и в дизайне, и в «наружке», и в видеорекламе. Мы можем делать классные работы, это подтверждают как минимум те же фестивали. Но как таковой индустрии производства рекламы у нас на Алтае нет, потому что регион такой – здесь деньги не крутятся. А от них зависит многое. Да, идея решает все. Но чтобы довести ее до стадии воплощения, нужна система, полноценная структура производства, а у нас этого нет. У нас, как правило, все в одном лице: я креатор и креативный директор, администратор и водитель, оператор и кастинг-директор. Я вынужден делать все сам и потом, запаренный, выстраивать съемочные сцены. Это сложно сделать качественно! Каждый должен заниматься своим делом, тогда идея не оскверняется воплощением. Только нормальное бюджетирование и постоянные объемы работ позволяют создать систему, как это есть в Москве, на Западе.

У нас часто бывает так: сначала провал в три месяца, потом два-три проекта сразу. И как при этом создать систему? У нас в силу специфики региона ситуация такая, что очень мало компаний, которые хотят сделать из своих продуктов брэнды. А это значит, что у производителей рекламы, я говорю о постановочной, имиджевой рекламе, нет поточного производства. И, соответственно, даже разовые хорошие бюджеты не помогают. Они не позволяют все время держать полноценную команду. Смешно, конечно, но у нас кастинг – уже целая проблема. Беда просто! В Барнауле нет актеров. Театральные специалисты привыкли «кричать в 36-й ряд», работать на надрыве, а в рекламе это не нужно. Модельные агентства, не имея все того же постоянного потока запросов, не готовят людей для телевизионных съемок. И все, что умеют модели, – это только ходить по подиуму. Мы несколько раз были вынуждены искать актеров в Новосибирске, и я искренне позавидовал их продакшн-студиям.

Эффект холодного душа

Получается замкнутый круг: заказчики не дают хорошие объемы и бюджеты, вам соответственно сложно выдать хороший продукт. Каким может быть выход из этого тупика?

– Сложно сказать. Можно пытаться выходить на другие регионы, например, в Кузбасс, где производство видеорекламы в «провисе». Но опять же это возможно только с выстроенной системой, чего, как я говорил, у нас нет. Пока, наверное, все останется как есть. Со временем рынок все равно будет развиваться, конкуренция возрастет, и появится спрос на яркие креативные идеи.

Игорь, а нет здесь риска, что изменившие свое мышление клиенты отправят свои бюджеты не к нашим производителям, а уведут их, например, в более развитый Новосибирск?

– Не буду прогнозировать, но сейчас даже новосибирские расценки производят на наших рекламодателей эффект холодного душа, не говоря уже о ценах московских. Ведь цены за постановочный ролик у нас в два-три раза меньше, чем в Новосибирске и в 10-12 раз меньше, чем в Москве. За прошлый год только одна алтайская компания заказала ролик в Новосибирске. Одна! У остальных все закончилось разговорами.

Чтобы в дальнейшем не потерять своих клиентов, нам, производителям, важно быть в постоянном тонусе, следить за рекламными тенденциями, неустанно убеждать и предлагать идеи. Ведь мы с клиентами в одной упряжке. И хотя именно клиент задает генеральное направление, от обеих сторон зависит дальнейшая судьба индустрии.

Кроме упомянутых проблем, связанных с производством, чего вам не хватает для комфортной работы?

– Профессионального общения. У нас на Алтае как-то не принято цивилизованно разговаривать о профильных делах в основном все сводится к поливанию друг друга грязью. А вот в том же Новосибирске, на сайте ГОРН сформировалось определенное сообщество. На этом сайте люди ведут конструктивный, профессиональный диалог, что-то обсуждают, делятся впечатлениям. У нас недавно начались попытки создать нечто подобное, собрать заинтересованную аудиторию. Я говорю о Рекламном Портале. Этот проект надо развивать, сделать некую «курилку» для рекламного сообщества. Такой проект нужен, он поможет рынку стать более цивилизованным.

Полную версию интервью читайте в газете «Ваше дело» от 21 апреля 2008 года.

=989


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!
Комментарии (0)
Добавить свой комментарий

Current ye@r *