Персоны

Дмитрий Лямзин: «За час шедевр не сделаешь!»

12.05.2008
Количество просмотров: 2482

В рекламной фотографии Дмитрий Лямзин пятый год,  по-сути, с момента, когда она стала более или менее востребованной в Барнауле. О том, как развивается этот рынок услуг, — в интервью Рекпорталу.

— Прежде всего, на развитие нашей деятельности влияет доступность фотобанков, причем, западных. Там миллионы качественных фотографий, на основе которых делаются тысячи рекламных произведений. Заказчики видят разницу и требуют с нас того же качества. И мы стали снимать лучше! Техническое оснащение не у всех позволяет это сделать, но народ старается.

Сейчас появилось много фотографов-любителей, которые снимают не хуже, а то и лучше профессионалов. У них есть деньги, они купили себе хорошие камеры и снимают для души, при чем, снимают отлично. И видя их результаты, становится грустно: они могут себе позволить снимать для удовольствия, без запарок.

Только ли грустно? Ведь это твои конкуренты…

— Но я не расцениваю их, как своих конкурентов. На самом деле, работы сейчас хватает всем, кто хорошо снимает.

— Ты сказал о запарках. Так ли уж они плохи: ведь, по-сути, это поток, который дает тебе возможность хорошо себя чувствовать в материальном смысле?

— Это да. Но хочется ведь и удовольствие от творчества получать! А когда все съемки расписаны по часам, нет времени на креатив.

-А заказчикам креатив вообще нужен?

—  Редко. Вот недавно совсем было: для рекламы салона красоты нужно было снять прическу. Со стороны заказчика был куратор съемки – парикмахер. Она сказала жестко: снимать ровно, прямо, никаких наклонов и поворотов головы – «по паспортному», в общем. А до этих условий я модель поснимал уже, покрутил ее, и получалось хорошо. Но слово заказчика – закон, сделал я все «по паспортному», показали директору салона этот ровный, неинтересный, но технически верный снимок. Заказчику не понравилось. Куратор съемки чуть не в слезы, а что делать: время упущено. И я пожалел, что хотя бы для себя не сделал то, что можно было выжать из сессии. Я всегда себе говорю, нехай с ними, с заказчиками, сними пару кадров для себя, как нужно. А здесь я этого не сделал, и пожалели все.

В Барнауле основная масса фотографий – это «предметка», каталожные варианты. В лучшем случае, натюрморт. И очень мало имиджевой рекламы. Она стоит денег, а наш клиент очень часто хочет «за мало денег много музыки». Заказчика приучать к тому, что можно делать лучше, но за это надо и платить лучше. И не потому, что фотограф жадный, а потому, что технологии такие. Ведь это не нажатие кнопочки стоит полторы тысячи, а мои знания, умения и время. Можно, скажем, снять «вспышкой в лоб», взять 150 руб. и «до свиданья». А по-хорошему… Заказчики часто говорят «сними красиво». И в этом случае я сразу оговариваю, что я для этого «красиво» беру студийный свет, снимать буду не в JPG, а в RAF, который позволяет сделать более качественный вариант, а затем буду еще и обрабатывать. Потрачу на все это три часа и не факт, что он у меня получится. Я не волшебник. И это нормально, на западе долбят ради одного кадра полдня. А у нас все наскоком. Но за час шедевр не сделаешь!

Чтобы получить хороший снимок, надо хорошо поработать всей командой: с  ассистентом, стилистом, визажистом и парикмахером. А это дорогое удовольствие.

— Но команда-то есть, — для особых случаев?

— Команды нет, хотя она нужна. Особенно важен ассистент: вспышку повернуть, что-то подправить. А то начинаешь бегать по студии сам, отвлекаешься и теряешь время. За рубежом, в Москве это нормально: у фотографа ассистент – фотограф. И к именитым мастерам стремятся устроиться, — ведь ты же перенимаешь бесценный опыт! Не скажу, что у меня можно всему научиться, нет. Но новичку было бы полезно. Я бы и сам с удовольствием поработал ассистентом у какого-нибудь западного известного фотографа.

Не хватает и стилиста… Когда он есть, есть концепция, есть, к чему стремиться. А когда снимаешь наугад, попал — не попал…Можно конечно, но часто бывает, что пыжишься, снимаешь, а работа потом «не в кассу».

У меня есть постоянный визажист. Мне нравится, как она работает, я с ней и мужчин, и женщин снимаю, сработались. Бывает, что заказчик приводит своего визажиста, но, как правило, это неудачные варианты. И дело не в том, хороший мастер, плохой ли, — просто не сработались.

— Ты сказал, что заказчики ориентируются на западные работы. В чем это выражается?

— Бывает, что показывают на постер или каталог и говорят: «нам также». Это, прежде всего, те компании, которые представляют здесь одежно-обувные брэнды. Они всегда ориентируются на запад, на столичную рекламу. В принципе, мы можем все это повторить, сделать в чем-то лучше. Но! Как я уже говорил у нас иной подход к съемкам вообще. Да и модели здесь другие. В общем, свои нюансы.

-К слову о моделях. Года три назад ты говорил, что их, по большому счету нет в Барнауле. Что-то изменилось?

— Нормальные у нас в Барнауле модели, но их, как и раньше, мало. И, соответственно, они везде. У нас невозможно, чтобы модель стала лицом какой-то фирмы, в этом случае она просто поставит крест на своей дальнейшей карьере. Но, надо сказать, появляется много новых интересных моделей, которые хорошо двигаются, показывают эмоции.

Вообще, интересно работать с теми, кто съездил за границу. Поработав там, окунувшись в нормальную рекламную атмосферу, они стали менее зажатыми. По моему мнению, нормально модель работает тогда, когда ей не двигаешь руки-ноги, как манекену, а объясняешь роль, как режиссер, и оставляешь в покое. А она уже играет, входит в образ, пока не скажешь «стоп». Нужно, чтобы человек светился, и тогда это будет видно на фотографии. Вот как-то снимал Татьяну Котову для рекламы одежды. Она человек публичный, не боится камеры, и была естественна, абсолютно в роли. И отработала здорово, я остался очень доволен, ей процесс понравился, заказчика все устроило.

-Что для заказчика является определяющим при выборе рекламного фотографа: цена услуг, портфолио, имя?

— У меня давно уже никто не спрашивал «покажите, как вы фотографируете». Сейчас уже так сложилось, что рынок поделен, все известно. Есть имена, которые на слуху: Вдовин, Кочкин, Моисеенко, еще кто-то, — и все. И цены примерно на одном уровне. Бывает, конечно, что народ куда-то ныряет: от безденежья снижает планку, чуть ли не в два раза. Конечно, так быть не должно, но… Иногда заказчик сам к этому провоцирует, говоря, что «вон тот» с нас в два раза меньше попросил….

— Заказчики любят сталкивать фотографов лбами?

— Конечно. Звонят одновременно всем фотографам, узнают цены, условия. А потом уходят к дилетанту. В таких случаях я иногда звоню этому клиенту сам, объясняю, что такими действиями он добьется того, что с ним потом вообще никто работать не будет. Свои деньги я все равно заработаю, мне не жалко, что он от меня ушел. Но сам факт, отношение, когда «да-да, мы с вами», а потом «мы вообще решили без фотографа», а выясняется, что они к фотографу N ушли… Эта непорядочность досадна. В нашей деревне что-то для себя выкружить таким способом невозможно. Но я не думаю, что это только в Барнауле. Так везде, где нормальных фотографов больше, чем нормальных заказчиков.

— В фотоделе есть такие постулаты, как «ч/б лучше, чем цвет, пленка лучше, чем цифра». Твои комментарии?

—  Про цвет… Портреты ч/б мне больше нравится. Они более объемные, можно многое скрыть. И в рекламе ч/б вполне возможен, — там, где важна форма, эмоции. И даже в рекламе одежды это отлично работает! Цветом уже все наелись и там, где это возможно, переходят уже на ч/б: он смотрится стильно.

Что касается пленки/цифры… Сейчас появился аппарат Canon EOS 1DS Mark III, 20-ти мегапиксельный (не говоря уже о среднеформатных цифровиках). И по своим показателям он догнал пленку, даже немного перегнал. Но! У пленки большая глубина цвета, здесь нет артефактов, которые получаются при съемке в JPG, когда при переходе из более светлого в более темного цвета могут появляться полосы. Зато у цифры нет зерна, которое есть при сканировании пленки. А вот если напечатать с пленки, минуя цифровое сканирование, получается классно. Мне так больше нравится. Но пленка все-таки уходит, — не удобно.

— Тебя часто называют гламурным фотографом. Как ты к этому относишься?

— Гламурный фотограф… Я не считаю себя таковым, и отношусь к этому с усмешкой. Уверен, что это хорошо, когда фотограф идет по каким-то своим рельсам, имеет специализацию. Повар–кондитер будет делать котлеты хуже, чем повар-котлетник. И это нормально. Широта фотографии большая, и все сразу хорошо делать невозможно. У меня вообще сейчас третья специализация идет: сначала я школы-садики снимал, потом свадьбы, сейчас вот реклама. Я здесь учусь, не считаю себя матерым рекламистом. Мне нравится это занятие, нравится осваивать жанр.

=4627


Подпишитесь на новости Рекпортала через соцсети. Это удобно!