Редакция портала:

(3852) 38-40-64

editor@rekportal.ru

Облик города

Дизайн-код и городские правила дизайна от Эркена Кагарова

Количество просмотров: 161910.01.2017

Ключевые проблемы городской среды, как с помощью дизайна сделать города привлекательными, принципы проектирования малых архитектурных форм — в тезисах лекции Эркена Кагарова, арт-директора Студии Лебедева, из его выступления в Новосибирске.

erken2-1

«Теория большого взрыва» — тема двух лекций Эркена Кагарова. В первой лекции говорили о том, что случился взрыв, из маленького шарика родилась огромная Вселенная, и все это имеет прямое отношение к композиции в дизайне. Подробнее здесь. Вторая лекция — опять о взрыве, но теперь в российских городах в 90-х. Именно тогда развитие рынка привело к новой волне вывесок на фасадах, которых со временем стало бесчисленное множество — и все контрастные и разномастные. Так возник полный хаос.

Дизайн-код Москвы

— Идея упорядочить размещение вывесок, я думаю, многим приходила в голову, потому что сейчас у нас многое неупорядоченно. Вот пример из туристического Ярославля, который входит в Золотое кольцо России, — Эркен показывает фото. — Чтобы такое увидеть, можно из своего города не выезжать, у нас везде так же. Непонятно, зачем туризм развивать? Вот картинка из Берлина, даже там можно найти хаос с табличками на фасаде. Почему важна эта картинка? Дело в том, что у нас любят ссылаться на плохих дизайнеров. Дескать, во всем мире хорошие дизайнеры, а у нас плохие. Или: у нас люди не соблюдают законов, а у них соблюдают. Не в этом дело! В любой стране мире, если нет регламента, начинается хаос.

В Москве этот хаос надоел и в 2013 году Комитет по архитектуре и градостроительству совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры предложили студии Лебедева сделать пилотный проект правил размещения рекламно-информационных конструкций для восьми улиц. Единые стандарты оформления разработали и назвали «Дизайн-код Москвы». В основе правил — систематизация проблем городской среды и пути решения.

dizajn-kod1

Базовые принципы

Дизайн-код выделил ключевые проблемы визуального облика: невнимание к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальш-фасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки. Студия Лебедева предложила базовые принципы.

1 Снизить активность вывесок. Как? Уменьшить количество вывесок с подложкой. Если убрать фон, тогда фоном и объединяющим элементом становится само здание.

2 Использовать в вывесках только объемные буквы. Больше всего это необходимо классической архитектуре, потому что старые здания богато декорированы, их строили по законам гармонии, а не по закону контраста. И любая активная вывеска сильно влияет и портит вид. Поэтому в Москве есть правило, что на зданиях, у которых год постройки 1953 или ранее, запрещено размещение вывески с подложкой.

3 Делать привязку вывесок к архитектурным элементам — к оконным или дверным проёмам.

4 Максимальная высота букв — 0,5 м. Опыт показывает, что можно нормально прочитать такую вывеску с противоположной стороны Садового кольца.

5 В некоторых случаях на исторических памятниках важно ограничивать цветность. Когда отдельными буквами делаются вывески, их пять штук, но если одна синяя, другая зеленая, третья красная, становится похоже на детский сад и разрушается ощущение истории и гармонии.

dizajn-kod3

Внедрение дизайн-кода

Принципы дизайн-кода легли в основу общих правил, а для некоторых улиц Москвы разработали архитектурно-художественные концепции. Было принято Постановление «О размещении информационных конструкций в городе Москве» № 902-ПП. Его выполнение контролирует объединенная административно-техническая инспекция. Теперь, если делаешь по правилам, не надо получать разрешение. Раньше из-за сложной системы согласования 40% вывесок были без разрешения.

— Мне задают вопрос: «Все замечательно, что вы делаете, но вы же убили малый бизнес? Раньше компании могли про себя рассказать, а сейчас? Вы лишили их вывесок, без вывески бизнес не будет идти». Я страдал, для меня эстетика важна, но получается, мы плохое дело сделали? — Эркен Кагаров показывает фото входа с хаотичными вывесками аптеки, ломбарда, скупки. — Давайте посчитаем количество вывесок у аптеки. Пять. После внедрения правил осталось три. Ничего мы не убили — ресурсы есть.

Любые правила требуют времени для их принятия. Если ничего не делать – проблем меньше. Но всегда можно уменьшить сложности. Поэтому в  Москве решили вводить правила в три этапа: внутри Садового кольца — до мая 2014 года, от Садового до Третьего транспортного кольца — до января 2015 года и от Третьего транспортного до МКАД — до июля 2016 года. Это разумно. Если сделать сразу везде, возрастает нагрузка на сетевые магазины и увеличивается количество людей недовольных. Не надо стремиться делать всё сразу, лучше отодвинуть сроки на 5 лет. Конечно, хочется, чтобы завтра стало красиво. Но еще больше хочется, чтобы это было реализовано, а не просто сняли главного архитектора.

dizan-kod4 dizajn-kod5
dizajn-kod7 dizajn-kod6

Городские правила дизайна

Единая концепция требуется не только вывескам и рекламе, но и уличной мебели — лавочкам, заборам, урнам — всему тому, на что архитекторы не обращают внимание, а дизайнеров пока не приглашают. Так вот, Студии Лебедева удалось поработать с этой темой и провести для Москомархитектуры несколько исследований, которые легли в основу «Городских правил дизайна» — рекомендаций по проектированию городской среды.

Эркен Кагаров объяснил, что городское пространство складывается из разных зон: транзитной — тротуары вдоль дороги, пешеходной — места прогулок и отдыха, жилой — дворы жилых домов. Место размещения влияет на выбор типа оборудования. Например, в транзитных зонах не правильно выбирать яркие цвета — там оживленное движение, люди ходят, машины ездят. Поэтому важно не распылять внимание пешеходов и водителей.

Лавочки. Выбирая форму и цвет лавочек для транзитной зоны, нужно учитывать, что дорога и тротуары — зоны повышенной опасности. Цвет уличной мебели здесь должен быть нейтрален, а лавочки без спинок удобнее, чем со спинками. Они дают возможность обзора и сидения с обеих сторон. В пешеходных зонах, куда относятся скверы и парки, необходимы спинки, тогда можно на лавочках дольше сидеть. Во дворах жилых домов наиболее важна эргономика. Здесь лавочкам нужны удобные поручни для пожилых людей и мам с детьми.

lavochki1 lavochki
SONY DSC lavochki2

Цветочницы. В Москве избыточное количество крупных цветочных ваз, они значительно сокращают тротуар и съедают половину пространства — это не правильно. Одно из хороших решений — объединение нескольких городских элементов в одно. Например, цветы вывешиваются на столбы. Второй момент — бетонные цветочницы. Они тяжелые, убрать их на осень-зиму нет возможности, поэтому люди кидают туда окурки. Гораздо удобнее — мобильные цветочницы.

Еще в городах делают конструкции для цветочных композиций с горшочками. Часто бывает: цветов не видно, а видно конструкцию, которая чаще всего ужасна. Если подставка активная под цветы, надо, чтобы её не было видно. Мало какой из предметов может соперничать по красоте с цветами. Емкости для цветов, покрашенные в активные цвета отвлекают от растений. Универсальное правило: если показываем цветы, то остальное должно быть сдержанное или темное, в некоторых случаях белое.

cvetochnicy cvetochnicy1
cvetochnicy2 cvetochnicy3

Урны. В России урны низкие, маленькие, в них неудобно выбрасывать окурки. Понятно, что высокие стоят дороже. Но урну можно установить на опору — такие решения есть в разных странах мира. Обязательно в местах транзитного потока людей, урны должны быть оборудованы местом для сбора окурков. Вред от табака меньше, чем вред от горящего мусора. Например, в Нидерландах урны разной формы, но есть единые правила высота не меньше метра, пепельницы, рельефная внешняя поверхность. Кстати, больший объем урны позволяет уменьшить расходы на уборку.

Иногда бывают нормальные лавочка, урна, забор, фонарь, но они все разные и вместе получается довольно хаотично. Примерно, как и с вывесками: они все могут быть замечательными, но когда вместе — получается ощущение хаоса. Лучше соблюдать требование комплектности  в одной среде урна, фонарный столб, забор, скамейка должны быть сделаны из схожих материалов по единым стилевым требованиям и пропорциям.

urna4 urna1
urna3 urna2

Афиши. Кинотеатрам, театрам, музеям и выставочным залам важны афиши. Чаще всего в российских городах используются для афиш жесткие конструкции в виде металлической рамы, на которую натягивается баннерная ткань. При этом закрываются архитектурные элементы фасада. В мире используется такое решение: афиша — это временная конструкция, крепится только с двух сторон. Размещаются афиши между колонн, формат используется вертикальный — так поддерживается ритм архитектуры. Большая проблема — непонимание принципов коммуникаций. Крупный формат афиш рассчитан на то, чтобы увидеть его издалека. Много букв на афишах, большое количество информации — и человек не может её освоить, проезжая мимо на автомобиле. А если он идет пешком, нужны афиши размером 100*70 см. Можно в городах использовать и афишные тумбы — это старинное решение.

muzej1 teatr3
teatr2 teatr1

Дизайн против вандализма

Последней темой лекции стала борьба с графическим вандализмом. Эркен Кагаров объяснил, что это проблема не нашего времени и не нашей страны. Не стоит говорить, что в России люди все такие некультурные, а в Европе — культурные. И в правильной Норвегии можно увидеть разрисованные вандалами паркоматы. И когда Студия Лебедева изучала тему, выяснили, что в царской России отливали столбы чугунные с шипами в нижней части 100 лет назад проблемы были те же самые.

Опыт показывает, что графический вандализм в последнюю очередь появится на заполненных поверхностях, которые несут информацию. То есть на коммуникационных будках лучше разместить бумажные малоформатные афиши так делают в Амстердаме. Или: разрисовать  так сделали в Перми, превратив шкаф в Спанч Боба. Главные правила при проектировании городского оборудования формулируются так. Первое материалы должны легко очищаться. Второе — плоские поверхности нужно перфорировать или текстурировать. На шершавой поверхности писать неудобно. Третье минимизировать в городе плоские поверхности. Четвертое нарисовать заранее, занятое место редко вандалят.

Бороться с графическим вандализмом можно и с помощью сетки, оборачивая городские объекты. В Москве есть рекламные конструкции, защищенные пластиковой сеткой. А в Европе рекламой защищают от вандализма городское оборудование. В Европе нет отдельно стоящих рекламных конструкций, они только на трассе. Хотите сделать рекламу – вешайте на столб, будку, остановку. Практически вся реклама используется в народных целях. У нас наоборот: идешь по тротуару, стоит сама по себе реклама, она портит город и мешает жить.

erke2-2

За два часа лекции Эркен Кагаров масштабно осмыслил проблемы городской среды и поиски решений. Вечером из Новосибирска он перемещался в Омск, где лекция (можете себе представить!) была назначена на 7.00 утра. Затем Тюмень и Рязань.

В публикации использованы фото из презентации и дополнительно из Москвы, Астаны, Инсбрука, Берлина, Барнаула.

Источник- rekportal.ru

Комментарии (0)
Добавить свой комментарий
Ваше имя или никнейм
Эл. почта
Текст комментария
Изображение (вы можете загрузить сюда изображение
с расширением .jpg, .gif, .png).
Введите символы с картинки
Комментировать!
Зарегистрироваться на сайте
Рейтинг материалов
Рейтинг комментаторов